Интернет – конференция «Совершенствование системы ООПТ в Красноярском крае: итоги и перспективы развития, проблемы и пути решения»
Итоги работы межрегиональной интернет-конференции по вопросам развития сети ООПТ в Красноярском крае

19.06.2009

Резолюция межрегиональной научной интернет–конференции

«Совершенствование системы ООПТ в Красноярском крае: итоги и перспективы развития, проблемы и пути решения»

С 1 апреля по 22 мая 2009 г. под эгидой Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, при поддержке Комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края, Ассоциации заповедников и национальных парков Алтае-Саянского экорегиона, государственного природного биосферного заповедника "Центральносибирский", Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, Проекта ПРООН/ГЭФ "Сохранение биоразнообразия в Российской части Алтае-Саянского экорегиона", ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" и Алтае-Саянской Экорегиональной программы WWF проведена первая межрегиональная научная интернет – конференция «Совершенствование системы ООПТ в Красноярском крае: итоги и перспективы развития, проблемы и пути решения». Организатор конференции КГБУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края».

Целью конференции явилось выявление приоритетных направлений в развитии сети особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае.

Работа конференции проходила по следующим секциям:

    1. Итоги и перспективы развития сети ООПТ в Красноярском крае.

    2. Научно - методическое сопровождение реализации Схемы развития и размещения ООПТ в регионе.

    3. Юридические проблемы организации, функционирования и охраны ООПТ.

    4. Сотрудничество в рамках развития сети ООПТ.

За период работы интернет-конференции сайт посетило более 8650 человек, зарегистрировались и направили свои статьи, сообщения и комментарии по обсуждаемым вопросам 78 человек - это представители законодательной и исполнительной власти Красноярского края, Томской области, 8 государственных учреждений (КГБУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края», ФГУ «ГПБЗ «Центральносибирский», ФГУ «ГПЗ «Столбы», ФГУ «ГПБЗ «Саяно-Шушенский», КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки», ФГУП «Госцентр «Природа», ОГУ «Облкомприрода», ОГУ «Природный парк «Река Чусовая»), 5 ВУЗов края и Сибири (СФУ, КрасГАУ, СибГТУ, КГПУ, ТомГУ), 6 научно-исследовательских институтов, таких как институт Проблем экологии и эволюции РАН, ВНИИ Природы, ФГНУ «НИИЭРВ», институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН, ОСП «НИИББ ТОМ ГУ», ГНУ НИИСХ Крайнего Севера, 2 организаций, работающих со школьниками (Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников, МОУ Вороковская СОШ), общественных организаций «Красноярский городской клуб спелеологов», Красноярский краевой общественный фонд, ОО «Плотина.Нет!» и 3 частных организаций (мастерская «Звериные обереги», «Частное учреждение «Институт региональных биологических исследований», ООО «Мангуст»). Научный потенциал конференции представлен 10 докторами и 24 кандидатами биологических, географических, геолого-минералогических, сельскохозяйственных, технических, филологических наук. Отдельные участники и научные коллективы разместили 39 статей, 23 комментария, 11 зарегистрированных участников не представили организаторам свои статьи. По итогам интернет - конференции Комитетом по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края был проведен Круглый стол «Особо охраняемые природные территории – актуальные вопросы организации и функционирования», решение которого также вошло в окончательную резолюцию конференции.

В рамках интернет-конференции «Совершенствование системы ООПТ в Красноярском крае: итоги и перспективы развития, проблемы и пути решения» нашли свое отражение, как исторические аспекты по организации первых ООПТ в крае, так и были представлены методические подходы формирования современной сети ООПТ в Красноярском крае. Подведены итоги реализации первой «Схемы развития и размещения ООПТ в Красноярском крае на период до 2005 года» и промежуточные итоги «Схемы развития и размещения ООПТ в Красноярском крае на период до 2015 года». Рассмотрены проблемы сохранения ландшафтного и биологического разнообразия в крае. Широко обсуждался вопрос о роли особо охраняемых природных территорий в вопросах изучения, мониторинга и сохранения биоразнообразия.

От участников конференции поступили предложения по развитию региональной сети ООПТ. Широкому кругу общественности был предложен для обсуждения проект перспективного плана развития сети федеральных ООПТ в Красноярском крае. Тема интеграции особо охраняемых природных территорий в социально-экономическое развитие региона была поднята председателем Комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края А.А.Симановским, освещены вопросы по законодательным инициативам по образованию и функционированию ООПТ регионального значения. Большой блок материалов посвящен вопросам сотрудничества с природоохранными, научно-исследовательскими и общественными организациями и учреждениями, в том числе межрегионального сотрудничества с Томской областью.

Учитывая весь комплекс рассмотренных участниками конференции вопросов, следует признать, что, несмотря на очевидные достижения, нормативная и правовая базы управления системой ООПТ и отдельными территориями, несовершенна. Имеют место пробелы и противоречия в действующем законодательстве: усложнена схема (процедура) организации новых охраняемых территорий, что не позволяет вовремя ввести необходимые ограничения хозяйственной деятельности и пресечь факты деградации уникальных природных территорий и объектов; отсутствуют критерии, в том числе экономические, оценки эффективности каждой ООПТ и всей сети в целом. Финансовые ресурсы не позволяют в полном объеме реализовывать планы по развитию сети ООПТ в регионе и не в полной мере отвечают потребностям действующей системы ООПТ. Средства массовой информации, образовательные и научные программы не ориентированы на формирование понимания общественностью важности природоохранной роли ООПТ; деятельность научных и природоохранных организаций в сфере сохранения биологического разнообразия слабо скоординирована.

I. Участники интернет-конференции по вопросам развития сети особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае отметили:

1. Для своевременной реализации «Схемы развития размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2015 года» необходимо выполнение срочных мер по следующим блокам: регулярная актуализация Схемы, с привлечением профильных специалистов; обеспечение постоянного нормативного правового сопровождения реализации Схемы; финансовое обеспечение поэтапной реализации Схемы.

2. Для эффективной реализации Схемы необходимо: создание геоинформационной системы (ГИС-ООПТ); создание и ведение государственного кадастра ООПТ; проведение камеральных и натурных исследований по состоянию экосистем ООПТ в целом и по компонентам, определяющим биологическое разнообразие в пределах природно-климатических зон и конкретных территорий по унифицированным программам; повышение экологической образованности населения и руководителей организаций; обеспечение своевременного информирования населения о планах и действиях по реализации системы, в первую очередь в районах образования ООПТ; научная кооперация в решении вышеназванных проблем на всем Енисейском трансекте.

3. В целях дальнейшего развития системы ООПТ и сохранения ландшафтного и биологического разнообразия в Красноярском крае при реализации «Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Красноярского края на период до 2015 года», необходимо учитывать расположение действующих ООПТ, определить очередность создания новых ООПТ с учетом их биологической значимости и размещения в местах с высоким антропогенным воздействием (как существующим, так и намечаемым), уделить особое внимание районам, подвергающимся интенсивной фрагментации естественных природных комплексов.

4. Схема развития размещения особо охраняемых природных территорий Красноярского края не включает в себя перечень планируемых к организации ООПТ краевого значения на территории Таймырского и Эвенкийского муниципальных районов. Для проектирования сети ООПТ на этих территориях рекомендуется использовать основные положения методики планирования сети ООПТ на основе обработки материалов космических съемок, разработанных Ю.Г.Пузаченко (2000), и основные принципы Европейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

5. Необходимость управления научно-исследовательской деятельностью ООПТ, в частности координация научных исследований для совершенствования управления ООПТ и ведения единого мониторинга состояния биологического разнообразия с разработкой региональной программы «Сохранение биоразнообразия на Енисейском трансекте».

6. Необходимость отнесения к первоочередным в плане организации ООПТ следующие объекты: заказники «Чиримба», «оз.Салбат», «Косогольско-Сережский», «Саратовское болото», «Большая степь», «Агульский», «Кунгусский», «Лугавский бор», «Тюхтетско-Шадатский», «Жура», «Пушкариха», «Кедранский реликтовый остров», «Вороговское многоостровье», памятников природы «Тайгишская стрелка», «Устье Татарского», «Химдым», «Манское займище».

7. Для актуализации действующей Схемы развития и размещения ООПТ необходимо провести комплекс ихтиологических исследований с целью обоснования придании статуса ООПТ водным объектам, имеющим воспроизводственную и нагульную значимость для особо ценных или редких видов ихтиофауны региона, таких как: оз.Виви, Тембенчи, р.Северная (бассейн Н.Тунгуски); Можаро-Тиберкульской группе озер (с целью сохранения озерных эндемичных сигов (популяция реликтовых малотычинковых сигов); бассейну рр. П.Тунгуска, Н.Тунгуска (с целью сохранения генофонда редких видов рыб в местах освоения нефтегазовых месторождений в пределах Эвенкийского муниципального района и Туруханского района (Юрубчено-Тахомское, Ванкорская группа); верхнее течение р.Агул (с целью сохранения уникального генофонда аборигенных лососевидных рыб); бассейн р.Тубы (с целью сохранения популяций валька), бассейн р.Оби (с целью сохранения сибирского осетра, ленка, стерляди) и включения этих объектов в Схему развития размещения ООПТ Красноярского края. Рекомендуется рассмотреть необходимость организации ООПТ, учитывающей исторически сложившуюся систему традиционного природопользования на реках Бахта, Н.Имбак, Фатьяниха, Сухая Тунгуска, Северная в Туруханском районе. Предпринять срочные меры по cозданию ООПТ с целью охраны мест зимовки сибирской косули в Березовском районе.

8. Министерству природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, Агентству лесной отрасли Красноярского края, Комитету по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Красноярского края, Службе по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края, Министерству туризма и спорта Красноярского края, и ГУ «Дирекция по ООПТ» поддержать меры, направленные на интеграцию системы ООПТ в планы, проекты и программы работ по направлениям своей деятельности (включая программы территориального планирования края, планирования развития дорожной сети, энергетики, лесного хозяйства, промышленности, туризма), в соответствии с чем актуализировать региональное законодательство в области ООПТ.

II. В целях повышения эффективности охраны и функционирования существующей системы ООПТ в Красноярском крае участники интернет-конференции рекомендуют:

1. Законодательному Собранию Красноярского края:

  • повторно выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по внесению изменений в Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с целью приведения в соответствие с изменениями нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечения эффективного правового регулирования отношений в области охраны и использования ООПТ, в том числе в отношении решения вопросов по организации особо охраняемых природных территорий регионального значения на землях, не отнесенных к собственности субъекта РФ, и наделению полномочиями учреждений, созданных для охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;
  • при формировании бюджета 2010 года:

      - не допустить исключения либо переноса на более поздние сроки мероприятий, предусмотренных для реализации в 2010 году ведомственной целевой программой «Охрана окружающей среды в Красноярском крае на 2009-2011 годы» и направленных на сохранение биологического разнообразия и создание сети ООПТ Красноярского края, а именно мероприятий по разработке Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Таймырском и Эвенкийском муниципальных районах, организации новых ООПТ в рамках реализации Схемы развития и размещения ООПТ в Красноярском крае до 2015 года, а также по подготовке материалов и изданию Красной книги объединенного Красноярского края (далее – Схема 2015);
      - предусмотреть в рамках ведомственной целевой программой «Охрана окружающей среды в Красноярском крае на 2009-2011 годы» финансирование дополнительных мероприятий: по разработке среднесрочного плана по управлению ООПТ регионального значения (менеджмент плана); по оценке емкости угодий в заказниках по группе околоводных млекопитающих и необходимости регулирования численности бобра на ООПТ и прилежащих территориях; по искусственному воспроизводству осетра и стерляди на базе модульных рыбоводных комплексов на р.Енисей (Туруханский заказник) и р.Чулым (Чулымский заказник); по палеонтологическим исследованиям «диназаврового района» на территории Б-Кемчугского заказника; по созданию ГИС систем ООПТ и связанных с ним баз данных, полученных в ходе инвентаризации и мониторинга природных ресурсов, для их использования при принятии решений в сфере управления ООПТ; по ведению кадастра ООПТ в рамках территориального комплексного кадастра; по разработке программы краткосрочного экономического образования руководящего звена ООПТ, включающих вопросы бизнес-планирования, составления менеджмент планов, механизмов привлечения кредитов и инвестиций, современные методы управления персоналом, стратегическое партнерство с бизнесом.

2. Министерству природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края:

  • уделить особое внимание вопросам интеграции особо охраняемых природных территорий регионального значения в социально-экономическое развитие края;
  • обеспечить контроль за полной реализации мероприятий, финансируемых в рамках ведомственной целевой программы по инвентаризации действующих и организации новых ООПТ на территории края, с выходом соответствующих нормативных актов;
  • разработать и направить на утверждение в Правительство Красноярского края «Порядок согласования предоставления особо охраняемых территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях в пользование» и «Порядок ведения кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения»;
  • обеспечить реализацию и регулярную актуализацию Схемы-2015, с привлечением внешних профильных специалистов;
  • развивать практику создания ГИС систем и связанных с ним баз данных, полученных в ходе инвентаризации и мониторинга природных ресурсов, для их использования при принятии решений в сфере управления ООПТ. Привлекать к работе по реализации, корректировке и оценке принимаемых управленческих решений независимых экспертов, из числа профильных специалистов ведущих научных, исследовательских и учебных заведений;
  • поддержать инициативу создания в крае Межрегионального Координационного Совета по вопросам ООПТ регионального значения, рассмотреть вопрос о создании единой Ассоциации особо охраняемых природных территорий Центральной Сибири;

3. КГБУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края»:

  • принять меры по обеспечению межведомственного и межрегионального сотрудничества по вопросам взаимодействия на ООПТ, в том числе с научными учреждениями, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами;
  • обеспечить своевременное информирование населения о планах и действиях по организации и функционированию ООПТ регионального значения;
  • подготовить предложения по созданию в крае Межрегионального Координационного Совета по вопросам ООПТ регионального значения;
  • продолжить работу по наделению полномочиями государственных инспекторов по охране особо охраняемых природных территорий краевого значения и обеспечению их служебным оружием, спецсредствами и средствами индивидуальной защиты, знаками отличия, нагрудными знаками с номером удостоверения, форменной одеждой;
  • инициировать участие региональных ООПТ в осуществлении природоохранных проектов реализуемых в крае международными организациями.




тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru