Секция 4: Сотрудничество в рамках развития сети ООПТ

Экологическое просвещение в Саяно-Шушенском биосферном заповеднике

Ожигова Е.П., Стахеев В.А.
Саяно-Шушенский биосферный заповедник. Пос. Шушенское

Саяно-Шушенский заповедник образован в 1976 г с целью сохранения и изучения уникальных и типичных природных комплексов и объектов центральной части Западного Саяна. С получением биосферного статуса (1985г.) заповедник разработал и реализовал особую территориальную схему. Биосферный резерват «Саяно-Шушенский заповедник» состоит из собственно заповедной территории (зоны ядра со строгим режимом охраны), охранной (буферной) зоны и достаточно обширных сопредельных территорий, которые являются внешней зоной (зоной сотрудничества). Такое зонирование определяет необходимость работы по экологическому просвещению населения не только южных районов Красноярского края, но и смежных территорий республик Тыва и Хакасия.

Во главу эколого-просветительской работы поставлена идея разъяснения миссии биосферного заповедника в регионе. Основополагающими для нас остаются принципы заповедного дела России. Региональными особенностями эколого-просветительской работы являются традиции Шушенской земли, наличие в поселке историко-этнографического музея-заповедника, национального парка «Шушенский бор», сильных культурных и образовательных учреждений. Роль заповедника в этих условиях приобретает особую значимость.

Просветительская работа с представителями власти, органами государственного и местного самоуправления помогала решать вопросы организации и создания новых ООПТ. Именно сотрудниками Саяно-Шушенского биосферного заповедника была проведена работа по обоснованию и проектированию рекреационного комплекса «Саяны» (1991г.), национального парка «Шушенский бор» (1995 г.), биосферного полигона «Седые Саяны» (2000 г.), часть которого с 2005 г. занимает территория природного парка «Ергаки», заказника «Большая Пашкина», биостанции «Иджир». На современном этапе идет работа по созданию биосферных полигонов «Кашкарет», «Енисейские Шушенские острова», «Тепсей». Успешность данной работы была бы невозможна без понимания и поддержки различных слоев населения, без их непосредственной заинтересованности в сохранении природного и культурного наследия, расположенного на данной территории. А это и есть одна из задач нашего заповедника.

Для распространения идей заповедного дела, разъяснения комплексного подхода к охране природы используются различные формы работы. Сотрудниками поводятся лекции, семинары, конференции, слеты, летние полевые экспедиции и экологические лагеря, тематические экскурсии. Участников мероприятий знакомят с историей заповедного дела, системой особо охраняемых природных территорий, разнообразием и особенностями деятельности заповедников и парков. Большое количество материалов передается в библиотеки и методические кабинеты учебных заведений. Ежегодно организовываются выставки и встречи со специалистами ООПТ, инициируются творческие конкурсы и природоохранные акции. В качестве примеров можно назвать организованный Саяно-Шушенским заповедником литературный конкурс «Снежный барс» и конкурс сочинений «Кто такие браконьеры и какой вред они наносят природе». За 3 месяца свои работы о снежном барсе прислали более 500 участников разного возраста из разных стран: дети и взрослые, педагоги школ и университетов, семьи и общественные организации. Школьные конкурсы сочинений о браконьерах вылились в конференции, обсуждения, выпуск листовок именно на тех территориях, где этот вопрос стоит особенно остро (Ермаковский район, Тыва).

Образовательная программа «Заповедная страна» разработанная и лицензирована методистом заповедника Н. Н. Тихоновой, предусматривает проведение цикла занятий с детьми младшего возраста. Подготовлено более 20 тематических занятий презентаций по флоре и фауне региона для иллюстрации тем, по которым проводятся занятия в школах и детских садах Ермаковского района. В течение 2-х лет автор самостоятельно проводила занятия в группах, вносила в программу необходимые корректировки. С началом текущего учебного года педагоги 3 учебных заведений села Ермаковское начали самостоятельное проведение занятий на основе подготовленных материалов по этой программе.

В течение нескольких лет сотрудники отдела экопросвещения участвовали в проведении педагогической мастерской «Экологическая школа» для педагогов ДОУ Шушенского района». Именно педагоги – наши главные помощники в процессе экологического образования и просвещения. Их изобретательность и творчество, привлечение детей (и членов их семей) к изучению и охране природы через активную деятельность – незаменимы в экологическом образовании и просвещении. Обеспечивая педагогов информацией и предоставляя возможность участия в конкурсах, организованных заповедником, мы получаем больший эффект, чем проведение занятий нашими сотрудниками с отельными группами.

Конкурс «Зеленый учитель» начинался как конкурс открытых уроков и занятий на тему «Природа и экология». Постепенно он перерос в конкурс методических материалов, которые представляют участники. Тема конкурса «Многообразие дикой природы Западного Саяна. Особо охраняемые природные территории и их роль в сохранении биоразнообразия региона» постоянна в течение 3-х лет. На конкурс представляют сценарии и программы занятий, аудио и видео подборки, вспомогательный материал для изучения темы «Природа и экология родного края».

К участию приглашаются педагоги дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, педагоги дополнительного и профессионального образования. В 2006 г. на участие в конкурсе было всего 3 заявки, в 2007 - 20, в 2008 – 43! Мы не ограничиваем географию участников. Поражает находчивость и изобретательность педагогов. Это КВНы, праздники, сказки, детские проекты, журналы и газеты. Например, призером 2008 года стала методическая разработка урока «Умножение и деление обыкновенных дробей» в 6 классе. Педагог совместила изучение математики и редких животных, подготовила наглядный и дидактический материал для занятий. Все конкурсные работы и материалы о заповеднике и других ООПТ получает каждый участник конкурса. Есть они в каждой школе, детском саду, образовательных учреждениях. Вместе с литературой и наглядными материалами заповедной тематики они используются детьми и педагогами в подготовке к занятиям.

На конкурс выставок детского творчества о природе региона, объявленный в рамках Марша парков 2008, были представлены готовые выставки, подготовленные в детских садах и школах района. Важно заметить, что первым этапом конкурса был отборочный тур внутри образовательных учреждений и только самые лучшие и интересные выставки педагоги представляли на конкурс, самостоятельно оформив их в визит-центре заповедника. Посмотреть на творения детей и педагогов приходили группы, классы, семьи и гости поселка, узнавшие об этом из СМИ. Фотоматериалы, полученные на конкурсе, украсили буклет «Марш парков 2008», и календарь экологических дат на 2008-2009 г. который выпустил заповедник.

Конкурс «Зеленые старты» среди дошкольных учреждений – один из способов активизировать изучение растений и животных региона. Положение о конкурсе с указанием темы педагоги ДОУ получают в начале учебного года (по согласованию с районным управлением образования он включен в циклограмму РУО). В течение полугода педагоги собирают материал, проводят занятия с детьми по изучению редких и исчезающих видов и подают заявки на участие в конкурсе. Далее проводится жеребьевка, и определяются конкретные виды, которые должны будут представлять команды. Сотрудники отдела экопросвещения готовят для педагогов информационные подборки для занятий с детьми. Педагоги с детьми и родителями готовят визитки, эмблемы, сочиняют стихи, готовят музыкальные номера и 5-7 минутную программу по представлению команды (представление растения или животного). Обязательным атрибутом является единая форма, отличающая данную команду и указывающая на характерные признаки вида. Сама программа включает в себя как познавательные, так и спортивные состязания. Однако, это не просто спортивные состязания, а «кабарожьи бега», «медвежья эстафета», «цветочные узоры» и т.п., где детей знакомят с повадками животных, особенностями произрастания растений. Все команды, участвующие в конкурсе получают призы и дипломы. В подготовке команды участвует весь коллектив ДОУ (педагоги ИЗО, музыкальные работники, педагоги физвоспитания, воспитатели в группах). Активно подключаются к процессу и родители. Двухлетний опыт проведения «Зеленых стартов» показал, что данная форма работы с детьми и педагогами является эффективной и стимулирует творческий подход к экологическому образованию и просвещению.

Подготовка к Брейн-Рингу «Заповедная природа – здоровье Земли» среди команд профессиональных училищ и техникумов началась с проведения цикла экскурсий в визит-центр заповедника. Затем, команды готовили визитные карточки и самостоятельно изучали материал для участия в конкурсе, готовили концертные номера групп поддержки. В ходе игры 5 команд состязались в знании краснокнижных растений и животных Сибири, особенностей охраняемых природных территорий, знании заповедных понятий и терминов. Была оформлена выставка литературы, приглашено телевидение, местные СМИ. Ответы команд оценивали сотрудники заповедника, национального парка, станции юных натуралистов. Большую помощь в организации и проведении этого мероприятия оказали сотрудники районной библиотеки, где на период подготовки к игре была оформлена большая выставка литературы и проводились видео просмотры фильмов заповедной тематики.

Экологические лагеря Саяно-Шушенский заповедник проводит уже 7 лет. Это уникальная возможность совместить обучающие и познавательные моменты, знакомство с деятельностью ООПТ и полноценный отдых в экологически чистых уголках заповедной природы. К участию в программе привлекаются научные сотрудники, педагоги, преподаватели ВУЗов. 10-12 дневные смены предусматривают проведение полевых исследований, изучение основ проектирования, проведение трудовых десантов, посещение музеев и памятников истории и культуры. Участники экологических лагерей становятся сторонниками и помощниками природоохранной и просветительской деятельности.

На наш взгляд, это удачные формы привлечения населения к изучению и сохранению родной природы. Используя различные методы работы с населением разного возраста, выполняется одна из важных задач, возложенных на биосферный заповедник - экологическое просвещение.





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru