Секция 2: Научно - методическое сопровождение реализации Схемы развития и размещения ООПТ в регионе

Проблемы охраны памятников природы Красноярского края

Гладкова Ю.Е.
Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН

Неотъемлемой частью природного разнообразия Красноярского края являются имеющиеся в регионе уникальные формы ландшафта – карстовые пещеры. Здесь формируется особая среда обитания, пещеры представляют интерес для геологов, археологов, многие объекты имеют значительную эстетическую ценность. Пещеры привлекают большое количество людей, и сегодня их количество только возрастает в связи с интенсивным развитием техники.

В настоящее время небольшая часть карстовых полостей имеет статус памятников природы. Но это не спасает их от нерегламентированного массового посещения людей, зачастую не имеющих элементарных представлений о правилах поведения внутри таких объектов или не желающих их соблюдать, поскольку не осуществляется какого-либо контроля за посещением этих объектов. К такой категории относится п. Б. Орешная, известная в крае и за его пределами. Бесконтрольное посещение сопровождается уничтожением натечных образований, являющихся основным элементом естественного украшения пещеры, изменением микроклимата, захламлением и эвтрофикацией, значительным уплотнением осадочных отложений (грунта) пещер[5]. Так, например, грот Грандиозный в п. Б. Орешная представляет собой большую площадку утоптанную тысячами ног, п. Баджейская местами представляет собой хранилище мусора. Все эти факторы в совокупности не способствуют сохранению экосистемы пещер.

Особенностью подавляющего большинства карстовых полостей в крае являются их относительно небольшие размеры, в результате чего для полного прохождения карстовой полости достаточно нескольких часов[4]. Вследствие этого невозможно выделить туристско-экскурсионный район, буферную и заповедную зоны (исключение п. Б. Орешная, п. Партизанская, п. Женевская), антропогенному воздействию подвергается весь объект целиком, что является дополнительным фактором риска. Люди незнакомые с пещерами и впервые попавшие в пещеру, претерпевшую человеческое влияние не видят всех возникших нарушений без проведения разъяснительной работы и воспринимают окружающую обстановку как должную.

Изучение фауны беспозвоночных карстовых полостей в крае позволило выявить присутствующую в отдельных пещерах разновидность (Supraphorura sp.) отличную от известного науке вида (S. furcifera) этого рода отряда Collembola[3]. К сожалению, слабая изученность этого отряда в крае на сегодняшний день не позволяет точно определять статус названного вида, но исходя из предварительных результатов изучения биологических особенностей вида можно предположить, что данный организм принадлежит к категории стенобионтных, а следовательно уязвимых. Кроме того пещеры являются местами зимовок рукокрылых, численность которых в настоящее время сокращается во всем мире. Массовое посещение нарушает спячку рукокрылых и может явиться причиной их гибели.

В истории красноярской спелеологии известно несколько примеров различных вариантов охраны карстовых пещер: экологические акции по уборке мусора, шефство педагогического университета над п. Партизанской, создание музейного комплекса на базе п. Караульной-2. Однако единственно силами отдельных энтузиастов педагогического университета невозможно обеспечить полный контроль за посетителями пещеры. Экологические акции не решают проблему, а лишь на время устраняют ее отдельные проявления. Придание объекту статуса памятника природы часто происходит уже после проявления значительных негативных последствий неконтролируемого посещения. Помимо этого нередко проводятся работы по облегчению проходимости пещеры путем механического устранения препятствий и изменения рельефа, нарушающие микроклимат.

Имеющиеся формы работы по охране пещер, безусловно, нужны, особенно в условиях близости к городу и доступности потенциальным посетителям. Такая работа способствует экологическому образованию и просвещению населения. Но принимаемые меры не достаточны для сохранения уникальных природных подземных комплексов и их обитателей, осуществляются главным образом силами энтузиастов и неравнодушной общественности, охрана таких объектов не считается приоритетной. В настоящее время в п. Караульной-2 в результате принятых мер охраны стала увеличиваться численность зимующих рукокрылых, но отрицательная динамика популяции коллембол не позволяет говорить о восстановлении баланса системы[2]. Таким образом, вопрос об обратимости вносимых человеком изменений остается открытым[1], а значит необходимо взять под охрану не слишком популярный у населения объект(ы), не претерпевший значительной антропогенной нагрузки. Такой объект может стать естественной резервацией для некоторых видов.

Последствия резкого перевода интенсивно преобразованного объекта в режим полной заповедности в настоящий момент времени плохо предсказуемы. Причем задача по охране отдельно взятой пещеры представляется малоэффективной, небезопасной и трудновыполнимой в условиях отдаленности от краевого центра, поэтому разумным выходом из сложившейся ситуации было бы создание территории с полноценным заповедным режимом и системой штрафов за его нарушение, присущей таким территориям: заповедникам и национальным паркам. Только такой режим может обеспечить полноценные условия охраны и изучения пещер. Необходимы сопровождение каждой экскурсионной группы с целью проведения разъяснительной работы и пресечения возможных нарушений, регламентация режима посещения карстовой полости, зонирование в случаях, где это возможно.

В случае создания национального парка было бы целесообразно распространить площадь ООПТ на территорию, охватывающую выходы нескольких карстовых полостей различного статуса. Пещеры, ранее интенсивно посещавшиеся необходимо и далее использовать как экскурсионный объект с контролируемой посещаемостью по возможности без дальнейшего преобразования. Менее нарушенные пещеры желательно перевести в заповедный режим и использовать для ограниченного доступа. Такое разграничение перераспределит поток экскурсантов, сделает его управляемым и позволит его регулировать, а главное будет способствовать сохранению биоразнообразия и ценных природных ресурсов региона. В крае создание такой системы возможно на территории Манского района или Бирюсинского залива.

Литература:

1. Гладкова Ю. Е. Биологическое разнообразие и антропогенная трансформация карстовых экосистем. Материалы XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Глобальные проблемы и принципы устойчивого развития. Новосибирск, изд-во: Новосиб. гос. ун-та., 2005. – с.85-87.

2. Гладкова Ю. Е. Динамика численности коллембол в п. Караульная-2 (окрестности Красноярска). Материалы XV Всероссийского совещания по почвенной зоологии «Проблемы почвенной зоологии». М.: Т-во научных изданий КМК, 2008. – с.189 – 190.

3. Гладкова Ю. Е. Коллемболы карстовых образований предгорий Восточного Саяна/Алтайский зоологический журнал: Выпуск 2, 2008. – с.98-101.

4. Природные ресурсы Красноярского края. - Красноярск, изд-во КНИИГиМС, 2001. - 218 с.

5. Проблемы экологии и охраны пещер. – Красноярск, изд-во Поликом, 2002. – 197 с.





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru