Секция 1: Итоги и перспективы развития сети ООПТ в Красноярском крае

Организационные аспекты создания и функционирования сети ООПТ с учетом специфики Севера Красноярского края

Сапогов А.В., к.б.н.
ФГУ «Государственный природный биосферный заповедник «Центральносибирский»

Идея создания экологического каркаса территории – наиболее удачное методическое решение проблемы формирования сети ООПТ как на региональном, так и на федеральном уровне. Теоретическая схема «островной биогеографии», предложенная Ю. Г. Пузаченко (2000) логична и привлекательна. Кроме того, ее практическое применение позволило создать экологический каркас Алтае-Саянского экорегиона. Однако, рассматривая реальную ситуацию, необходимо учитывать еще один очень важный фактор: интенсивность антропогенного пресса на те, или иные территории. Другими словами – временной фактор. Иначе к тому времени, когда будет реализована схема сети ООПТ, в ее узлах могут оказаться пустоты.

Наиболее богатые и значимые участки всегда наиболее привлекательны. Так, в Туруханском районе и Эвенкии интенсивно развивается «дикий» рыболовный туризм. Основной объект – таймень, в меньшей степени ленок и щука. Использование для заброски вертолетов и судов на воздушной подушке позволяет всем желающим проникать на самые отдаленные притоки Енисея. В настоящее время все более или менее значительные правобережные притоки Енисея в пределах Туруханского района интенсивно осваиваются. Это река Бахта с притоками, реки Нижний Имбак, Фатьяниха, Сухая Тунгуска, Северная. В социальном аспекте неконтролируемое развитие охотничьего и рыболовного туризма нарушает сложившееся равновесие в системе традиционного природопользования. С точки зрения обеспечения экологического баланса такие виды туризма являются наиболее деструктивными для природы, снижая численность наиболее ценных и редких видов. В Европейской части России этот вопрос давно решен с помощью охотничье-рыболовных хозяйств, регулирующих подобную деятельность на своей территории. В то же время Север Красноярского края – территория традиционного природопользования. Оно складывалось многими десятилетиями, и сейчас существует как автономная, саморегулирующаяся система. «Дикий» рыболовный туризм никак не вписывается в систему традиционных отношений.

В отсутствие развитой сети охотничье-рыболовных хозяйств функцию регулирования туристической деятельности может взять на себя особо охраняемая природная территория ранга «природный парк», имеющая собственную инфраструктуру и штат охраны. Примечательно, что Администрация Туруханского района, озабоченная сложившейся ситуацией, совершенно правильно оценила временной фактор и прикладывает значительные усилия по организации на перечисленных реках ООПТ местного значения. Таким образом, не только, а может быть и не столько создание теоретически безупречной схемы ООПТ, а, скорее, правильный выбор наиболее угрожаемых участков и учет временного фактора при последовательном движении к поставленной цели позволяют организовать эффективную охрану природных ресурсов региона.

Принятие решений по созданию новых ООПТ – процесс динамический. Ситуация быстро меняется. Если несколько лет назад интерес к охотничьему и рыболовному туризму проявляли в основном северяне или бывшие северяне, то теперь на рыбалку прилетают по большей части из столиц, крупных промышленных центров и из-за рубежа. В этом контексте значение ООПТ регионального и местного подчинения нельзя переоценить. Процесс их создания должен быть более динамичным, чем в случае организации ООПТ федерального подчинения и позволять быстрее реагировать на возникающие угрозы.

Принимать решения по выбору наиболее угрожаемых участков, формировать рабочие планы по очередности создания ООПТ можно только на основе информации о состоянии ситуации в режиме реального времени. Сбор, анализ и принятие решений по складывающейся ситуации возможны при консолидации как природоохранных, так и властных структур региона. Севильской стратегией по биосферным резерватам ЮНЕСКО (1992) для комплексного решения задач территориальной охраны природы был предложен коллегиальный орган - Координационный совет, в который входили бы представители перечисленных структур.

Региональная сеть ООПТ также является формой территориальной охраны природы, только более высокого уровня, и создание Координационного совета по особо охраняемым природным территориям представляется необходимым условием успешного ее функционирования.





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru