Секция 4: Сотрудничество в рамках развития сети ООПТ

Создание Ассоциации ООПТ Енисейского Севера.

Рубцова М.Н., Сапогов А.В.
ФГУ «Государственный природный биосферный заповедник «Центральносибирский»

В Красноярском крае создано 9 федеральных особо охраняемых природных территорий– 7 заповедников, 1 национальный парк и 1 федеральный заказник – и около 100 ООПТ краевого уровня охраны. В 90-е годы многие заповедники, национальные парки и другие ООПТ стали объединяться в Ассоциации по региональному признаку для решения общих проблем. Любая особо охраняемая природная территория может входить в состав любой Ассоциации, если ее цели и задачи созвучны ее целям и задачам. Существует целый ряд примеров, когда один и тот же заповедник или национальный парк входит в состав нескольких Ассоциаций. Особенно это характерно для ООПТ Европейской части России, где расстояния между ООПТ существенно меньше и многие Ассоциации решают сходные проблемы.

В настоящее время на территории Красноярского работает Ассоциация ООПТ Алтае-Саянского экорегиона. Изначально она имела название «Ассоциация Енисейских заповедников», и в нее входили все федеральные ООПТ, расположенные в Красноярском крае, в том числе заповедники «Центральносибирский», «Тунгусский» и «Путоранский». В дальнейшем в рамках проекта WWF Ассоциация Енисейских заповедников логично трансформировалась в Ассоциацию Алтае-Саянского экорегиона, в которую вошли ООПТ со сходными физико-географическими условиями, близко расположенные и объединенные общей задачей. Изначальная идея объединения ООПТ «Енисейского меридиана» оказалась нежизнеспособной в силу естественных причин, основная из которых – отсутствие объединяющей цели. Это хорошо иллюстрирует пример заповедников «Центральносибирский» и «Тунгусский», формально оставшихся в составе Ассоциации, но фактически не участвующих в ее проектах. Исключением является выпуск иллюстрированного альбома по ООПТ Ассоциации (2008-2009 гг.).

В 2007 году, когда Таймыр и Эвенкия вновь вошли в состав Красноярского края, целый ряд крупных северных ООПТ - государственные природные заповедники «Путоранский», «Большой Арктический» и «Таймырский» - оказались как бы на отшибе. По географическим причинам они не могут входить в состав Алтае-Саянской Ассоциации ООПТ. Три перечисленных заповедника, равно как государственные природные заповедники «Центральносибирский» и «Тунгусский», обладают огромными площадями, удалены от очагов цивилизации и имеют весьма сходные проблемы – как в плане организации охраны, так и в проведении научных исследований и организации эколого-просветительской работы. В то же время ООПТ федерального уровня не должны замыкаться на себе и обязаны вносить определенный вклад в экологическое образование населения и научно-практические исследования на региональном уровне, а для гигантских северных ООПТ это оказывается весьма затруднительным.

Отдельного разговора заслуживают региональные охраняемые природные территории. До сих пор на обширнейшей территории к северу от Енисейска создано очень небольшое число ООПТ краевого и местного уровня подчинения. И это понятно - с одной стороны, нет смысла создавать ООПТ там, где невозможно их реально охранять. А с другой стороны – именно на севере растет лобби геологов и лесопромышленников. В силу удаленности от краевого центра и вообще от крупных очагов цивилизации и малочисленности инспекции краевой Дирекции по ООПТ в северных районах края, образование новых ООПТ и их охрана должна вестись в тесном взаимодействии с уже существующими ООПТ. Основными опорными точками могут послужить государственные природные заповедники Севера Красноярского края.

Положительный опыт сотрудничества есть у Дирекции ООПТ и государственного природного биосферного заповедника «Центральносибирский» в части охраны, научно-исследовательской и эколого-просветительской работы в заказнике краевого подчинения «Туруханский». Работа ведется на основании двустороннего Договора о сотрудничестве, подписанного руководителями этих организаций летом 2007 года. В перспективе такого плана соглашения могут быть и многосторонними.

Для обеспечения более тесного взаимодействия между ООПТ разного ранга и подчинения и решения общих задач в сложных условиях, предлагается создать Ассоциацию ООПТ Енисейского Севера (далее – Ассоциация).

Какие же общие проблемы может решать такая Ассоциация?

Прежде всего, это обеспечение охраны природы, изучение хрупких северных экосистем и экологическое образование силами тех ООПТ, которые уже давно работают в данном регионе.

Ни для кого не секрет, что каждая ООПТ - и особенно это характерно для ООПТ федерального уровня - сталкивается с множеством локальных проблем. Кадровая проблема – одна из ключевых для ООПТ, удаленных от крупных городов. Обмен кадрами между ООПТ, работа по совместительству, привлечение специалистов на сезонные работы – основные возможности для решения этой проблемы.

Особого внимания заслуживает организация охраны северных территорий. Пять крупнейших заповедников Красноярского края, расположенных к северу от Енисейска, одновременно являются и одними из крупнейших в Российской Федерации. ГПЗ «Большой Арктический» площадью более 4 млн. га составляет достойную конкуренцию большинству ООПТ мира. ГПБЗ «Центральносибирский» вместе с заказником «Елогуйский», переданным ему в подчинение, приближается по площади к 1.8 млн. га. Такие огромные территории имеют свою специфику охраны. В отсутствии возможностей аренды авиации для патрулирования территории и в силу их трудноступности охрана северных территорий существенно затруднена. Легко подсчитать, что на одного инспектора заповедной территории на Севере Красноярского края приходится в среднем около 50 тыс. га охраняемой территории. Практически ни один из северных заповедников невозможно охранять с использованием автотранспорта. У всех ООПТ есть ежегодные проблемы с завозом ГСМ, запчастями и т.п. В отделе охраны как ни в одном другом остра кадровая проблема – зарплаты инспекторов по северным меркам очень низкие, а требования к кадрам – высокие. Вот и уходят инспектора в геологоразведочные экспедиции, водителями в ЖКХ и тому подобные структуры. Уже не говоря о том, что работа государственного инспектора несет реальную степень риска. Есть ООПТ, которые более успешно справляются с перечисленными трудностями. Обменные стажировки государственных инспекторов в рамках Ассоциации ООПТ Енисейского Севера представляются хорошим средством для повышения качества работы инспекторов в результате обмена опытом.

Образование Ассоциации позволит наладить плодотворное сотрудничество между инспекторской службой краевой Дирекции по ООПТ и отделами охраны государственных природных заповедников. Кроме того, работа в рамках Ассоциации позволит привлечь к решению природоохранных задач и охотников-арендаторов, как исключительно заинтересованных в обеспечении стабильной экологической ситуации в регионе.

Федеральные ООПТ имеют в своем составе ценнейшие научные кадры, которые вполне могли бы проводить исследовательские работы не только на своей территории, но и на других ООПТ края и, по необходимости, вне их. Пример такого удачного сотрудничества неоднократно демонстрировали приволжские заповедники и национальные парки (Ассоциация ООПТ Средней Волги, куда изначально вошли семь заповедников и один национальный парк, впоследствии включила в себя большее число ООПТ), научные сотрудники которых имеют замечательные возможности вести свои работы на разных ООПТ в пределах региона. Их силами проводится сравнительный анализ данных, пополняются «Летописи природы», вносится существенная лепта в изучение ООПТ регионального и местного уровня охраны. Такой же принцип – работа одного специалиста в нескольких ООПТ – вполне возможен для сотрудников эколого-просветительских отделов, особенно для методистов и фото-художников. В 2009 году Администрация заповедника «Центральносибирский» признала, что охват местного населения эколого-просветительской деятельностью далее не может быть расширен. В результате заповедник счел необходимым для совершенствования своей эколого-просветительской деятельности принять на работу сотрудника, работающего непосредственно в краевом центре – с тем, чтобы расширить свои возможности ведения эколого-просветительской работы. Зарплаты сотрудников государственных природных заповедников невелики и, если бы другие удаленные ООПТ края проявили интерес к расширению своей работы, сотрудник одного заповедника вполне мог бы представлять интересы еще 1-2 ООПТ на краевом уровне. Совместных дел для нескольких ООПТ в краевом центре вполне достаточно; их количество зависит только от уровня инициативности сотрудников и в какой-то мере от бюджета – тут и выставки, и викторины, участие в краевых школах по экологии, курсах повышения квалификации для педагогов, организация эколого-туристической деятельности и многое другое.

Другие задачи, которые может выполнять новая Ассоциация, экспертная оценка ресурсов вне ООПТ и территорий под новые ООПТ, в какой-то мере - патронаж государственных ООПТ над вновь созданными местными ООПТ, поиск дополнительных источников финансирования, организация обучающих и обменных семинаров для сотрудников ООПТ, участие специалистов в проведении государственных экологических экспертиз, оценке охотничье-промысловых ресурсов с учетом специфики нашего края, организация экологического туризма на ООПТ. Образование Ассоциации позволит вывести на новый уровень работу по информированию граждан региона об экологической ситуации, о территориальных формах охраны природы. Северная Ассоциация может воспользоваться удачным опытом своих южных коллег и проводить совместные мероприятия на региональном уровне. Возможно и участие Ассоциации в более крупных проектах, подготовка заявок от имени Ассоциации в природоохранные фонды и организации.





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru