Секция 4: Сотрудничество в рамках развития сети ООПТ

Краевая Интенсивная Школа «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» как компонент непрерывного экологического образования в Красноярском крае

А.В. Чугаев, E.C. Шестакова
Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников, г. Красноярск, e-mail: achugaev@mail.ru
Сибирский федеральный университет, Красноярск, e-mail: shestackov@yandex.ru

Непрерывное образование – признак конца ХХ - начала XXI века. Времени, когда люди стали осознавать, что одной профессии недостаточно для достижения жизненных целей, карьерного роста и самореализации. Непрерывное экологическое образование отражает объективную потребность нашего времени в обучении, воспитании и развитии личности, направленных на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-эстетических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние окружающей среды [1] в условиях, когда материальные ценности создаются за счет разрушения окружающей среды.[2] Образовательная цепочка «детский сад-школа-вуз» способна сформировать экологическое мировоззрения членов сообщества на основных этапах развития личности.[2] Мы хотим рассмотреть пример эффективной экологообразовательной программы, охватывающий наиболее сенситивный возраст для формирования нового мышления и образа жизни, включающего в себя два этапа «школа - вуз»: Краевую интенсивную школу «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири».

Краевая интенсивная школа «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» (далее - КИШ), зародившаяся в 2004 году и ставшая уже неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования Красноярского края, ежегодно собирает в свои ряды активных и неравнодушных ребят и их учителей из многих районов края. За прошедшие 4 года участниками школы стали почти 600 школьников. И с каждым годом количество друзей КИШ растет.

Программа «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» стала одной из первых, объединивших задачи формирования экологической культуры и социальной активности у молодого поколения через их практическое участие в природоохранных мероприятиях и исследовательской работе по изучению уникальных природных комплексов и объектов Красноярского края. Эта программа нашла поддержку в Агентстве образования администрации Красноярского края и при содействии Всемирного фонда дикой природы (WWF) и краевого ГУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края» в ноябре 2004 года был проведен первый осенний модуль Краевой интенсивной школы. Сотрудничество между этими организациями и КИШ продолжается. Специалисты Дирекции по ООПТ Красноярского края и ее межрайонных специализированных инспекций регулярно знакомят школьников с новостями в области экологопросветительской и природоохранной деятельности и привлекают участников КИШ к различным акциям и викторинам, проводимым в крае.

Краевая интенсивная школа давно уже переросла границы края. В 2006 году программа «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» стала лауреатом VII Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей (г. Москва). Участники школы становятся лауреатами Всероссийских и международных конкурсов и конференций (Москва, 2007; Белгород, 2008). «Школьники» активно сотрудничают с всероссийским движением «Друзья заповедных островов».

В процессе реализации программы уделяется большое внимание формированию у учащихся универсальных компетентностей: они овладевают методами поиска и обработки информации, приобретают навыки пользования разнообразными информационными ресурсами, умениями работы в команде, презентовать свою деятельность. В итоге сформирована сеть детских общественных объединений, имеющих высокую результативность в проектной работе – команды из Ачинска, Лесосибирска, Красноярска, Шушенского, Ермаковского, Курагино, Минусинска и др. территорий неоднократно становились победителями грантовых конкурсов социальных и природоохранных проектов. Участники программы - учащиеся краевых интенсивных школ с помощью экологических акций популяризуют достопримечательные природные объекты и формируют общественное мнение, а это, в свою очередь, приводит к балансу между экономическим развитием и природоохранными действиями в территориях.

Программа развивается и к основным целям нового годового цикла Краевой интенсивной школы «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» можно отнести развитие у учащихся опыта социального проектирования на материале экологического туризма.

В круг задач, поставленных организаторами, входят:

  • освоение учащимися позиций проектировщика, исследователя, гида экологического туризма;
  • знакомство с веб-технологиями в природоохранной работе и экологическом туризме;
  • разработка и реализация проектов по изучению, сохранению и использованию в социально-экономическом развитии (экотуризм) уникальных природных объектов Красноярского края;
  • формирование краевой сети детских общественных экологических объединений.

Программа школы состоит из четырех пятидневных модулей: осеннего, зимнего, весеннего и традиционного летнего блока реализации разработанных проектов. Все структурные компоненты программы имеют свою специализацию.

Так, осенний модуль, в первую очередь позволит командам-участникам поделиться опытом реализации экологических проектов. Первый образовательный блок познакомит слушателей с феноменом экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. В ходе работы будут подробно проанализированы история экотуризма и причины его появления. Большое внимание будет уделяться роли гида экологического туризма в развитии экотуризма на ООПТ и основам экскурсоведения. Особый акцент ставится на перспективы развития экологического туризма в Красноярском крае и способах привлечения местного населения к оказанию услуг туристам. Как показывает мировая практика развития экологического туризма на особо охраняемых территориях, подобный симбиоз содействует повышению благосостояния местного населения и вносит существенный вклад в развитие местной экономики и поддержание экологической устойчивости окружающей природной среды.

В круг задач зимнего модуля входят знакомство с веб-технологиями, формирование и развитие навыков создания сайта, веб-страницы и электронной версии экологической тропы. Эти навыки имеют огромное значение для популяризации экологического туризма на ООПТ, создания баз данных о достопримечательностях, природе, ландшафте, мире животных и растений для потенциальных посетителей и для информирования туристов о природоохранных акциях и правилах поведения в лесу. Данное направление позволит школьникам и их руководителям расширить представление о перспективах включения в мировую информационную сеть в целом и о потенциале экологического туризма в частности. Кроме того, во время прохождения зимнего модуля участники КИШ смогут узнать, что такое экологическая тропа, каковы принципы её оборудования и познакомятся с особенностями создания виртуальной тропы. Помимо теоретической части, ребята попробуют сами создать свой электронный продукт на базе заранее собранных материалов об истории их ООПТ, достопримечательных объектах и комплексах, флоре, фауне их территории, о людях, внесших большой вклад в дело развития туризма и природоохранную деятельность. Этот аспект работы позволит КИШевцам проявить весь их творческий потенциал.

Весенний модуль поможет объединить знания, приобретенные в предыдущих двух блоках и преломить их под практическим углом. Во время прохождения заключительного образовательного блока школьники ознакомятся с основами менеджмента в экологическом туризме и освоят принципы взаимодействия с посетителями. После прохождения теоретического курса команды – участники должны вынести на суд дружеского жюри, созданные в районах и усовершенствованные версии собственных экологических сайтов и виртуальных экскурсий. Каждый сайт должен кроме оговоренных выше блоков содержать рекламную информацию о предстоящей экологической экскурсии, гидах, оказываемых услугах и расценках на них. Более того, домашнее задание включает в себя разработку проектов различных аншлагов для своих экскурсий. Ребята должны продумать как информативную составляющую аншлагов, так и их дизайн.

Последний день каждого модуля КИШ включает себя «Экологический марафон»: ряд интеллектуальных и творческих заданий, позволяющих в творческой атмосфере участникам проекта объединиться для реализации интересной идеи, способствующей сохранению экологического равновесия на нашей Планете.

Итогом годовой работы Краевой интенсивной школы «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» станет экскурсия по экологической тропе. Каждая команда должна провести свою группу «туристов» по одному отрезку тропы и показать на практике навыки работы гида экологического туризма. В результате «туристы» должны получить представление обо всех ООПТ, представленных региональными коллективами. Оцениваться будут информационное наполнение экскурсии, умение взаимодействовать с туристами, формы работы с группой, навыки работы с аншлагами и, конечно, креативность. «Туристы» тоже будут играть активную роль в проведении экскурсии. Каждой команде будет дана определенная роль – сыграть туристов разных возрастных групп, характеров и имеющих различное представление об экологическом туризме.

Краевая интенсивная школа «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» может стать не только образовательной школой и компонентом краевой системы непрерывного экологического образования, но и школой жизни, которая приведет ее участников к формированию ответственной и активной жизненной позиции и, возможно, поможет сделать выбор в пользу профессии, связанной с сохранением природного, социального и культурного разнообразия.

Литература:

Непрерывное экологическое образование и просвещение: аннот. библиогр. указ. Вып. 2 / ГУНБ Красноярского края; сост. Л.Н. Озолина. - Красноярск, 2004. - 36с.

Абдылдаева К.А. Непрерывное экологическое образование// http://www.zk.ru/murek/abdyldaeva.htm





Комментарии

Рубцова Марина Николаевна, ГПБЗ "Центральносибирский", Зам. директора по экопросвещению, okovfors@mail.ru
Уважаемые коллеги! У вас очень интересный опыт. Хотели бы плотнее сотрудничать с вами. Ежегодно наш заповедник проводит детскую эколого-краеведческую экспедицию по р. Енисей от с. Бор до с. Бахта, включая посещение территорий заповедника "Центральносибирский", заказника "Туруханский" и биостанции РАН Мирное. В экспедиции принимают участие школьники сел Туруханского района (10-12 чел. ежегодно). Можно попробовать запланировать проведение специальной экспедиции (или нескольких экспедиций) для группы наиболее подготовленных натуралистов-школьников - может быть, победителей олимпиады и т.п. - на сезон 2010 года. Программа экспедиции расчитана на 10 дней. Если вам это интересно, пишите на мой электронный адрес.

А.Чугаев, Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников, achugaev@mail.ru

Марина Николаевна! Спасибо Вам за отзыв на нашу статью! Ваше предложение очень интересное! Мы с удовольствием примем участие в Вашей экспедиции 2010 г. с группой подготовленных школьников, тем более у нас еще целый год, чтобы серьезно подготовиться! Конечно, нам интересно узнать более подробно о программе экспедиции и условиях участия в ней.

Если будет возможность у Вас отправить команду школьников с руководителем на очередную нашу интенсивную школу (7-11 мая 2009 г.), будем очень рады! Отправляю Вам Информационное письмо (Положение) о Школе: Заявка, Письмо, Домашнее задание. ~~~~~


тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru