Современное состояние и задачи развития сети особо охраняемых природных территорий Красноярского края в рамках утвержденной «Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Красноярского края на период до 2015 года»
Званцев В.В., Ногина О.Н., Беляков А.В.
КГБУ "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края"
По состоянию на 1 апреля 2009 года на территории Красноярского края функционирует 88 особо охраняемых природных территорий регионального значения, на общей площади 5312,9 тыс. га или 2,2 % от площади края, представленные следующими категориями:
- 1 природный парк;
- 30 государственных природных заказников;
- 55 памятников природы;
- 1 пригородная зеленая зона г. Красноярска;
- 1 территория традиционного природопользования.
После объединения Красноярского края в 2007 г. площадь действующих ООПТ регионального значения увеличилась за счет территории традиционного природопользования "Попигай" и государственного природного заказника "Бреховские острова". В 2008 году (по сравнению с 2007 г.) общая площадь ООПТ увеличилась за счет расширения границ природного парка "Ергаки" (постановление Правительства Красноярского края от 30.12.2008 № 284-п "О внесении изменений в постановление Совета администрации Красноярского края от 04.04.2005 № 107-п "Об образовании особо охраняемой природной территории - природного парка краевого значения Ергаки").
Территория традиционного природопользования "Попигай" занимает 50,1% (2663,1 тыс. га) от площади ООПТ краевого значения, государственные природные заказники - 35,1% (1866,4 тыс. га), пригородная зеленая зона г. Красноярска - 7,6% (401,9 тыс. га), природный парк "Ергаки" - 6,5% (342,9 тыс. га) и памятники природы занимают 0,7% (38,5 тыс. га) от площади ООПТ краевого значения (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение площадей действующих ООПТ регионального значения по категориям (%) от суммарной площади всех ООПТ краевого значения.
В рамках "Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2015 года" планируются к организации:
- 2 природных парка;
- 31 государственный природный заказник (19 комплексных, 12 биологических);
- 27 памятников природы (15 ботанических, 5 геологических, 2 палеонтологических, 1 гидрологический, 2 зоологических и 2 ландшафтных);
- 1 биологическая станция.
Площадь планируемых к организации ООПТ регионального значения составляет 3 788 тыс. га или 1,6% от общей площади края.
Таким образом, Схемой предусмотрено увеличение площади ООПТ регионального значения, включая действующие и планируемые к организации ООПТ краевого значения, до 9100,9 тыс. га или до 3,8% от площади Красноярского края. Соотношение площадей ООПТ регионального значения по категориям (%) от суммарной площади всех ООПТ краевого значения представлено на рис. 2.
Рис. 2. Соотношение площадей ООПТ регионального значения по категориям (%) от суммарной площади всех ООПТ краевого значения с учетом реализации Схемы 2015.
С учетом ООПТ федерального значения и ООПТ регионального значения на территории Красноярского края до 2015 года, увеличение площади особо охраняемых природных территорий, включая планируемые к организации, увеличится до 20 563 тыс. га или до 8,7% от площади края.
Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Красноярского края на период до 2015 года - это генеральный план развития сети ООПТ в регионе, однако в нем не учтены перспективные ООПТ в границах Таймырского и Эвенкийского муниципальных районов, так как принятие этого документа состоялось до объединения Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским АО.
Основной целью Схемы - 2015 является сохранение (в отдельных случаях - восстановление) природных экосистем уникальных, эталонных и типичных ландшафтных образований, охрана которых необходима для устойчивого природопользования и экономического развития Красноярского края.
В рамках реализации Схемы - 2015, для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- повышение эффективности функционирования системы особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) по поддержанию экологического баланса региона;
- создание условий для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия путем расширения сети и оптимизации деятельности ООПТ различных категорий;
- содействие восстановлению и воспроизводству естественных популяций наиболее ценных в хозяйственном и биоценотическом отношениях видов растений и животных;
- усиление государственного контроля исполнительных органов государственной власти Красноярского края в области природопользования и экологии за соблюдением соответствующего режима охраны ООПТ при осуществлении хозяйственной деятельности и планировании социально-экономического развития края и муниципальных районов;
- обеспечение научно-методического сопровождения Схемы 2015.
Учитывая принятие новых нормативных правовых актов, как на федеральном, так и на краевом уровнях, меняющуюся экономическую ситуацию, динамичность социально-экономического развития Красноярского края и особую уязвимость уникальных природных комплексов и объектов, включенных в Схему - 2015, для оперативности и плановой ее реализации необходимо принятие решений и выполнение срочных мер по следующим блокам:
- регулярной актуализации "Схемы развития размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2015 года", с обязательным привлечением внешних профильных специалистов;
- обеспечению постоянного нормативного правового сопровождения реализации Схемы для эффективной работы и выполнения всех поставленных задач;
- финансовому обеспечению работ по поэтапной реализации Схемы.
В рамках каждого из этих блоков необходимо решить следующие первоочередные задачи:
Определить ревизионные периоды для "Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2015 года", с целью ее актуализации и возможности определения планируемых расходов, либо перераспределения средств в рамках целевой ведомственной программы.
Привлечь к работе по реализации, корректировке и оценке принимаемых решений независимых экспертов, из числа профильных специалистов ведущих научных, исследовательских и учебных заведений.
Использовать потенциал студенческой молодежи по изучению охраняемых территорий и их компонентов в рамках вузовской программы.
Вовлечь в принятие управленческих решений органы местного самоуправления, хозяйствующих субъектов на ООПТ.
Добиваться позитивного отношения к охраняемым природным территориям со стороны местного населения.
Утвердить в установленном порядке "График поэтапной реализации "Схемы развития размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2015 года".
Запланировать работы по обследованию территорий Таймырского и Эвенкийского муниципальных районов, с целью внесения соответствующих дополнений в Схему - 2015.
Утвердить правила ведения регионального кадастра особо охраняемых природных территорий краевого значения.
Включить региональный кадастр ООПТ в территориальный комплексный кадастр Красноярского края.
Актуализировать действующие Положения государственных природных заказников в соответствии с изменениями, произошедшими в законодательстве Российской Федерации и Красноярского края за период их организации.
Разработать и утвердить порядок по передаче под охрану памятников природы краевого значения и определить правовую форму охранного обязательства.
Разработать и утвердить порядок согласования предоставления ООПТ краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях в пользование.
Продолжить работы по наделению полномочиями государственных инспекторов по охране особо охраняемых природных территорий краевого значения и обеспечению их служебным оружием, спецсредствами и средствами индивидуальной защиты.
Обеспечить разработку планов управления и индивидуальных проектов по комплексному обустройству на все ООПТ краевого значения.
В целях экономии бюджетных средств, в рамках реализации Схемы, отказаться от этапа по резервированию земельных участков для последующего придания им статуса особо охраняемой природной территории краевого значения.
Все это нацелено на наиболее эффективную реализацию Схемы - 2015, что в свою очередь позволит обеспечить условия устойчивого развития и оздоровления окружающей природной среды в крае, сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие при организации ООПТ различных категорий, поддерживать экологический баланс наиболее важных природных процессов и хозяйственной деятельности в районах с высокой степенью инвестиционной привлекательности, возможностью развития промышленных компаний, специализирующихся на добыче и использовании природных ресурсов.