Секция 1: Итоги и перспективы развития сети ООПТ в Красноярском крае

1.1 Перечень вопросов секции по действующим ООПТ: роль ООПТ в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия; оценка состояния природных комплексов и объектов на ООПТ;

1.2 Перечень вопросов секции по перспективным к организации ООПТ: выявление ценных природных территорий и объектов, имеющих важное значение для сохранения биоразнообразия, в том числе в Эвенкийском и Таймырском муниципальных районах.




Енисейские заповедники как база для изучения и мониторинга биоразнообразия на Азиатском (Енисейском) экологическом трансекте. Рогачева Э.В., Сыроечковский Е.Е. мл.
Интеграция особо охраняемых природных территорий в социально-экономическое развитие регионов на примере Красноярского края. Симановский А.А., Шахматов С.А.
Итоги реализации «Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Красноярского края на период до 2005 года». Званцев В.В., Ногина О.Н.
О создании ООПТ в целях формирования новой группировки косули сибирской в окрестностях города Красноярска. Кельбешеков Б.К.
Об организации взаимодействия ГУ «Дирекция по ООПТ» с охотпользователями. Званцев В.В., Ногина О.Н., Силаков М.Б.
ООПТ в Енисейском районе Красноярского края. Бондаренко А.М.
Организационные аспекты создания и функционирования сети ООПТ с учетом специфики Севера Красноярского края. Сапогов А.В.
Особо охраняемые природные территории для сохранения и устойчивого использования водных биологических ресурсов. Заделёнов В.А., Шадрин Е.Н.
Охраняемые территории и их роль в сохранении биоразнообразия. Колпащиков Л.А., Ларин В.В.
Пресс рыболовства на биологические показатели лососевидных рыб реки Агул (бассейн р. Енисея). Заделёнов В.А., Шадрин Е.Н.
Проблемы рекреации и охраны природы. Суворов А.П. Суворова Т.А.
Развитию региональной сети ООПТ в Красноярском крае 46 лет. Званцев В.В., Крюкова М.А.
Сложившаяся практика по охране и функционированию государственных природных заказников Красноярского края. Званцев В.В., Орешенко А.П.
Современное состояние и задачи развития сети ООПТ Красноярского края в рамках утвержденной «Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Красноярского края на период до 2015 года». Званцев В.В., Ногина О.Н., Беляков А.В.
Устойчивое использование осетровых рыб Сибири и особо охраняемые природные территории. Заделёнов В.А.

Комментарии

Смирнова Ирина, СФУ, студентка, irasmirnowa@yandex.ru
Уважаемые организаторы и участники интернет-конференции, идея интересная, но не раскрученная к сожалению. Из представленных статей видна суть обсуждаемой темы и первое впечатление хорошее. Но, все же, расскажите поподробнее о сложившейся практике по охране действующих ООПТ, что делается конкретно на территориях заказников, в соседних регионах может лучше все организовано, не спрашивали? А перспективные к организации ООПТ как охраняются и как пресекаются факты хозяйственного освоения, чтобы не навредить тому комплексу, который в планах сохранить? И еще, в первую очередь организуются заказники что подальше, или там, где завод хотят построить например? Заранее спасибо за комментарии на мое сообщение.

    Уважаемая Ирина, ответы на ваши вопросы, в части сложившейся практики по охране действующих ООПТ, Вы сможете найти в статье «СЛОЖИВШАЯСЯ ПРАКТИКА ПО ОХРАНЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ». Мы представляем ее в материалах секции. В части вопроса по планируемым к организации ООПТ краевого значения сообщаем следующее – как действующие, так и планируемые к организации ООПТ регионального значения в рамках утвержденной «Схемы развития и размещений особо охраняемых природных территорий Красноярского края на период до 2015 года» учитываются при разработке проектов «Схем территориального планирования муниципальных районов и других образований», тем самым такие «перспективные» ООПТ уже на стадии планирования и организации в какой-то мере обеспечиваются необходимой защитой от вероятного необоснованного хозяйственного использования проектируемых ООПТ. Кроме того, проектные материалы, а особенно те, которые подразумевают под собой промышленное освоение территории проходят государственную экспертизу, лесопользователи и охотпользователи так же, до начала закрепления территорий, получают соответствующие согласования от специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, в их числе есть и согласование ГУ «Дирекция по ООПТ». Соблюдение всего комплекса природоохранных норм и правил на планируемых к организации ООПТ осуществляется федеральными и региональными специально уполномоченными органами в пределах представленных полномочий.

    Что касается выбора территории для организации ООПТ, то в соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации и Красноярского края оптимальные размеры, конфигурация и границы ООПТ определяются с учетом конкретных природных и социально-экономических условий, а также состояния и значения природных и историко-культурных комплексов и объектов в границах планируемой ООПТ. В данном случае инициатором создания ООПТ могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и иные организации, а также граждане Российской Федерации. В любом случае необходимо проведение комплексного экологического обследования территории с целью получения данных, подтверждающих наличие уникальных, типичных или ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов, сохранение которых требует принятия специальных мер. В Красноярском крае методология и подходы по организации Схемы ООПТ разрабатывались и предлагались несколькими исследователями. Методические подходы изложены в двух статьях на сайте конференции:
    1) Варфоломеев И.В., Лопатин А.П., Ускова Л.М. «Разработка проекта экологической сети Красноярского края на основе обработки материалов космических съемок и анализа особенностей ландшафтного и биологического разнообразия» (Красноярский филиал ФГУП «Госцентр «Природа»);
    2) Соколов В. А., Фарбер С. К., Шишикин А. С., Втюрина О. П. «Методологические основы организации региональной системы ООПТ» (Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН).

    Организаторы конференции
    ГУ «Дирекция по ООПТ»

Ухолов Андрей Геннадьевич, ООО "Мангуст", заместитель генерального директора, aukholov@yandex.ru
Хочется всех поприветствовать, кто читает мое сообщение, или комментарий – называйте как вам удобнее. Существующие формы территориальной охраны природы, в данном случае вы рассматриваете ООПТ, необходимо адаптировать к современным социально-экономическим условиям, однако эта адаптация опаздывает как минимум лет на 10. Для развития экономики у нас зеленый свет, инвестиции, упрощенные системы налогообложения и т.д., а охрана природы застряла в «прошлом веке» причем по всем позициям, удалось разрушить многое, а вот создавать – это процесс длительный, затратный, да и растеряли специалистов, пока рушили федеральную систему охраны окружающей среды. Это лирическое отступление, но оно отражает глобальность всех вопросов, что вы затронули на конференции. В рамках вашей программы прошу принять к сведению, рассмотреть, обсудить и учесть некоторые моменты.
I. В рамках определения мер по повышению эффективности функционирования сети региональных ООПТ предлагаю:
a. для каждой ООПТ в регионе обобщить кадастровую информацию – основа для всех аналитических работ;
b. описать все проблемы, мешающие развитию естественных процессов или создающие угрозу сохранению природных комплексов, отдельных видов животных, растений, культурно-исторических и иных охраняемых объектов;
c. уточнить задачи и принципы деятельности ООПТ по обеспечению охранных функций;
d. подготовить планы управления для каждой ООПТ минимум на 3 года;
e. определить, где локальные ООПТ (ландшафт, колония птиц, уникальный лесной массив), а где взаимосвязанные охраняемые объекты – здесь уже фаунистический компонент на первом месте. Например, нельзя эффективно охранять популяции копытных, когда в местах сезонного скопления за пределами ООПТ идет их перепромысел, нарушается половозрастная структура группировки – добываются самые репродуктивные особи и т.д.;
f. в первую очередь организовывать новые территорий, которые бы закрывали прорехи действующей сети ООПТ, исходя из комплексного анализа, в том числе по всем вышеперечисленным пунктам.
II. Оптимизация деятельности различных категорий ООПТ – да, вещь нужная, вытекает из комплексной оценки ООПТ и плана ее управления, но, к сожалению, правовые механизмы на практике не позволяют реализовать эту часть задачи, хотя пробовать надо.
III. Предложения по перспективному развитию должны быть сформулированы только по итогам комплексных многокомпонентных исследований, а это затратно. Пути решения – поиск финансирования: бюджет, фонды, ресурсы институтов, вузов, «ответственный бизнес»;
IV. К части по «обмену опытом в создании и управлении региональными сетями ООПТ» предлагаю:
a. добиться ухода от внушенных стереотипов, что местные ООПТ – это «охотничьи угодья для верхушки», «все запрещено – в лес сходить погулять, костерок разжечь, грибы собрать» - живет это еще в умах нашего народа. Разъясняйте, а не запугивайте;
b. не запрещать лишнего, не дублировать в режимах прописанные правовые нормы, худо бедно действует у нас еще природоохранное законодательство и ответственность предусмотрена за нарушения, хотя государственных контолеров явно не достаточно, но у вас на ООПТ все права и за режим и за нарушения правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов наказать;
c. и организовать новый объект проще, если он не перегружен режимными запретами;
d. в план управления ООПТ пропишите вопросы взаимодействия индивидуально для каждого хозяйствующего субъекта, но совместно с ним, не навязывая. С завидной регулярностью корректируйте свои планы – иначе не будет эффекта управления;
e. учитесь сами, учите инспекторов, сотрудников, вопросов очень много, законодательство меняется стремительно, Центром Охраны Дикой Природы разработано множество методических материалов и не только ими, применяйте в работе;
f. внедряйте в практику использование ГИС;
g. использовать в густонаселенных районах мобильные оперативные группы, особо не отвлекая их на другие виды работ и именно эти группы укомплектовать техникой, средствами связи, GPS, полевым снаряжением, поручить вопросы взаимодействия с оперативниками других служб;
h. государственных инспекторов одевайте в форменную одежду, со знаками отличия, нагрудными знаками с номером удостоверения, без форменной одежды и знаков отличия, значит не на оперативной работе – это дисциплинирует всех, и инспектора не спутают с проходимцем с поддельными корочками! Служебные оперативные машины так же должны быть с эмблемой организации (картошку на рынке уже не будут продавать - но это уже в качестве отступления).
V. Вопросы по законодательству конечно есть и вам они известны, коли на конференции размещен «Аналитический обзор по основным проблемам законодательства об особо охраняемых природных территория с предложениями по его совершенствованию», наверно разместите этот документ в секции по законодательству.
Спасибо всем за внимание, дерзайте, двигайтесь только вперед, в охране природы всегда тяжело, но вас это не должно пугать коли вы открыты для конструктивного диалога. Стабильного финансирования, грамотных специалистов и постоянного развития!

Добронравов Всеволод, СибГТУ, преподаватель, seva1950@mail.ru
Добрый день, уважаемые организаторы. Просматривая материалы вашей конференции складывается впечатление, что только сами организаторы и заинтересованны в данной теме. Основная часть статей под фамилией Званцев В.В. - который и является директором Дирекции по ООПТ. Неужели больше нет заинтересованных? Или эта конференция создана для самих себя?
И еще один более серьезный вопрос. Каким образом сочетаются задачи стоящие перед Оопт и рубки в заказниках?

    Уважаемый Всеволод! Так как интернет-конференция начала свою работу 1 апреля, мы для потенциальных участников конференции выложили базовые статьи по секциям и информацию в «Справочно-информационный раздел» по рассматриваемой тематике и естественно за их содержательную часть несет персональную ответственность руководитель - Званцев Владимир Викторович, поэтому его фамилия фигурирует по этим информационным блокам. Для удобства восприятия материала мы готовы выкладывать поступающие статьи в алфавитном порядке по названию доклада.

    Ваш вопрос «как сочетаются задачи, стоящие перед ООПТ и рубки в заказниках» достаточно общий. Со своей стороны, мы, рассматривая поступающие на согласования материалы на проведение лесохозяйственных мероприятий, а также мероприятий направленных на обеспечение санитарной и пожарной безопасности в лесах в границах государственных природных заказников и памятников природы, руководствуемся всеми действующими нормативными правовыми документами, правилами, приказами и иными документами, регламентирующими данный вид деятельности, а также лесопользование в границах ООПТ в соответствии с установленным режимом особой охраны на этих территориях.

    При установлении случаев незаконного лесопользования или нарушений правил лесопользования, эти факты документально фиксируются государственными инспекторами ГУ «Дирекция по ООПТ», в пределах установленных полномочий, и передаются на рассмотрение для принятия мер в специально уполномоченные государственные органы по подведомственности, а также правоохранительные органы.

    С Вашим вопросом: «Каким образом сочетаются задачи, стоящие перед особо охраняемыми природными территориями и рубки в заказниках?» за экспертной оценкой мы обратились к нашим партнерам по интернет-конференции, специалистам Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН и в ВУЗ, который Вы представляете. Полученные ответы будут размещены на сайте конференции, с ссылкой на Ваш вопрос.

    Организаторы конференции
    ГУ «Дирекция по ООПТ»


    Цели и задачи создания ООПТ так же как и возможные виды хозяйственного использования определяются Положением о данном ООПТ. В конкретном случае - рубки лесных насаждений на ООПТ возможны в случаях, не запрещенных режимами особой охраны данных ООПТ. С точки зрения Лесного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 103) особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих ООПТ.

    Главный специалист
    отдела лесного комплекса
    министерства природных ресурсов
    и лесного комплекса Красноярского края
    Д.Н. Орешков

    Данный вопрос регулируется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Лесным кодексом РФ. По Лесному кодексу РФ леса, расположенные на ООПТ, выделяются в составе защитных лесов в качестве самостоятельной категории (подпункт 1 части 2 статьи 102 ЛК РФ).

    В соответствии со статьей 103, пункт 3 ЛК РФ в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих ООПТ.

    Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих ООПТ. На основании приказа Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 г. № 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» в лесах, расположенных на территориях зоологических государственных природных заказников, предназначенных для сохранения редких и исчезающих видов животных, допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений только при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных.

    Решения о проведении рубок в заказниках принимаются специалистами лесного хозяйства по согласованию с компетентными природоохранными структурами.

    Директор институт леса
    им. В.Н. Сукачева СО РАН
    доктор биол. наук
    Онучин А.А.

    ННИО "бирский международный институт леса"
    Соколов Владимир Алексеевич

Иванов Валерий Александрович, Сибирский государственный технологический университет, зав. каф. лесоводства, доктор с.х. наук, Ihf@sibstu.kts.ru
Уважаемый Добронравов Всеволод!
В зависимости от целей и задач конкретного заказника, прописанных в Положении о нем, постоянно или временно могут быть запрещены или ограничены рубки главного пользования и другие виды рубок.
P.S. Добронравов Всеволод по данным отдела кадров не является преподователем СибГТУ.

Антошкина Ольга Александровна, ОГУ "Облкомприрода", Томск, начальник отдела устойчивого развития и государственного мониторинга, antosh@green.tsu.ru
При планировании расширения и усовершенствования сети ООПТ любого региона просто необходимо сопоставлять ситуацию с соседними регионами, например, объединенными нахождением на их территории общих природных объектов (рек, болот и т.д.).
К сожалению, действующее законодательство не дает возможности создавать межрегиональные ООПТ. Законом не утверждены нормы финансирования таких территорий, охраны, ведения. Однако, территории, требующие охраны, не ограничиваются официальными границами субъектов Федерации.
Заказник «Чулымский» (Красноярский край) и «Осетрово-нельмовый» (Томская область) являются оптимальным решением существующей проблемы. Хотя остаются нерешенными вопросы по созданию скоординированных планов проверок соблюдения режима этих двух заказников, мероприятий по улучшению среды обитания охраняемых видов, совместных планов научных исследований.
В Томской области и в Красноярском крае возможна организация ещё одной ООПТ, требующей межрегионального сотрудничества – в районе Обь-Енисейского канала. В данное время со стороны Томской области и Красноярского края там существуют охраняемые территории, но с разным целевым назначением и с разными режимами охраны (разрешенными и запрещенными видами деятельности), а объект «Обь-Енисейский» канал один и подход к его сохранению и охране должен быть выработан один – общий.
Для Томской области вопрос межрегионального сотрудничества актуален. Ещё много примеров можно привести.
Предлагаю организовать работу в межрегиональном направлении и принять соответствующие решения по итогам этой конференции.

Калугин Алексей Дмитриевич, Администрация Мотыгинского района Красноярского края, Главный специалист правового отдела администрации района, Motadm@krasmail.ru
Доброго времени суток уважаемые организаторы и участники конференции.
Особо охраняемые природные территории играют важнейшую роль в сохранении и восстановлении ресурсов живой природы.
На территории Мотыгинского района создано четыре заказника «Огнянский», «Машуковский», «Река Татарка», «Мотыгинское многоостровье».
Особо охраняемые природные территории, позволяют сохранить нетронутыми участки живой природы и в отличие от заповедников доступны для посещения населением.
На территориях ООПТ запрещена охота, что особенно важно в период осенней и весенней миграции животных и перелетных птиц, что ведет к сохранению и увеличению их численности не только на ООПТ, но и на сопредельных территориях.
Охрану ООПТ осуществляют государственные инспекторы, которые следят, за соблюдением особого режима заказников. Инспекторы проводят профилактическую работу с населением, а также внеклассную работу с учащимися школ, в целях воспитания и бережного отношения к животному миру и природным ресурсам.
В дополнение к ранее сказанному, хотелось бы предложить, чтобы разработчики положений об ООПТ, в зависимости от вида заказника (Федеральный, Региональный) вводили ограничения на некоторые виды хозяйственной деятельности на сопредельных с заказниками территориях.
Очень часто бывает, что рядом с созданной ООПТ начинают осуществлять деятельность хозяйствующие субъекты (ведущие геологические разработки, золотодобычу, и т.п.), которые оказывают негативное воздействие на экологическую атмосферу заказника.

Бугаев Николай Григорьевич, Большекемчугский заказник, Участковый госинспектор,
Хочу отметить, что создание такой структуры, как особо охраняемые природные территории, явилось своевременным, важнейшим фактором в деле охраны природы на территории Красноярского края. По моим многолетним наблюдениям, а я работаю в заказнике четверть века, за последние годы прошли кардинальные перемены в лучшую сторону по воспроизводству животного мира на территории заказника. Анализируя можно выявить несколько причин: улучшилась охрана заказника благодаря наличию современной техники у государственных инспекторов, повысилась культура, непосредственно посещающих лес (охотники, грибники, туристы). Конкретно об охотниках – на сегодняшний день для приобретения оружия необходимо получить разрешение органов МВД, на этом этапе происходит отбор желающих пообщаться с природой с оружием, а счастливчики, получившие разрешение, уже имеют необходимую информацию, где можно охотиться, где нельзя. Следующая причина, как это не парадоксально – ухудшение экономического развития лесодобывающей отрасли. Лет 15 назад через территорию заказника по прекрасной …. среди дорог дороги в сутки проходили десятки груженых лесовозов и вспомогательной техники. Некоторые «любители природы» очень активно пользовались этой транспортной артерией и посещали заказник с недобрыми целями. В настоящее время на территории заказника нет ни одной лесовозной магистрали, а 2 года назад во время майского половодья сорвало и унесло добротный мост через реку Большой Кемчуг. Через несколько дней после срыва моста мои коллеги видели его уже в низовьях реки Чулым. Следует также ответить, что почти 80% правой стороны Большекемчугского заказника граничат с территорией охотничьих угодий «Динамоможары», а у них-то охрана осуществляется на высшем уровне.
Изначально заказник был образован как бобровый. Несколько десятков бобров были завезены с реки Хопер (Саратовская область). Речным бобрам очень понравилась река Большой Кемчуг с ее многочисленными старицами, с преобладающими ивовыми зарослями. Берега реки удобнее для рытья нор из-под воды, а корма с его быстрым естественным воспроизводством, я имею в виду иву и осину, хватит на многие годы. Благодаря Большекемчугскому заказнику в настоящее время происходит очень активное расселение бобров за его пределы. Диву даешься, увидев следы жизнедеятельности бобров в каком-нибудь маленьком ручейке на значительном удалении от Большекемчугского заказника. Сейчас можно просто понаблюдать за этими прекрасными зверьками, выйдя из машины на асфальтированной автомагистрали М 53 в 60 км от города Красноярска.
Нередко на реке Большой Кемчуг можно встретить речную выдру. Благодаря обилию рыбы в реке этот проворный зверь не такая уж редкость, хотя занесен в Красную книгу Красноярского края. Кстати, о Красной книге. В заказнике обитают редкие краснокнижные животные и птицы. Из птиц, конечно, в первую очередь, вызывает восхищение филин. Увидеть его можно только в сумерки или ночью. Завораживает его бесшумный мягкий полет, а бывает, встретишь его рядом, а он посмотрит на тебя своими желтыми глазами, сразу представляешь пушкинские сказки. Там чудеса, там леший бродит. Конечно, об обитателях Большекемчугского заказника можно еще очень много рассказывать, но самое главное, нужно осознать, что от нас – людей зависит их дальнейшее благополучное существование.

Вайс Андрей Андреевич, СибГТУ, доцент, mail@vais6365.ru
Уважаемые коллеги, хотел бы поднять вопрос о выделении на территории лесного фонда особо защитных участков (ОЗУ). Согласно статье 102 Лесного кодекса к этим объектам относят: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов, оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов.
Особую значимость приобретают эти участки при проведении рубок. Вопрос выделения этих объектов отнесен к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления. Но вызывает большие сомнения, что при отсутствии соответствующих методик органы местного самоуправления, специалисты лесного хозяйства, а тем более арендаторы будут заниматься этой проблемой. Такие ОЗУ должны быть выделены до проведения рубок и нанесены на картографический материал (планшеты).
Предложения:
- дирекции ООПТ объявить конкурс по выделению природоохранных объектов на лесных территориях;
- организовать ведение реестра таких объектов и участков;
- привлечь к этой работе различные группы населения от специалистов, местных жителей до школьников

Бурмак Игорь Николаевич, Красноярский городской клуб спелеологов, директор, altamira1@mail.ru
В дополнение предложений Вайса А.А..
Особенно актуально сегодня сохранение всех без исключения лесов в Зеленой зоне Красноярска. Нужно полностью остановить рубку лесов возле города. Ведь скоро населению, а это около 1 млн. человек, придется дышать воздухом, отравленным нашей промышленностью.
Кроме того, необходимо выделить карстовые территории в ранг особо охраняемых - с одной стороны они содержат уникальные пещеры, с другой являются коллекторами питьевого водоснабжения. Третье: нужно принимать меры для устройства и ограничения мест пикников - ведь каждый новый человек, выезжая в лес, отходит всторону от уже существующей помойки возле костра предъидущей группы и выжигает новое место. Но для этого необходим запрет на разведение костров вне установленных мест и административное наказание.
Вообще по сохранению пригородной територии (лесов, животных, растений, пещер, ланшафтов, водоемов и пр.) нужна обобщающая программа действий. Кстати, для начала хорошо бы собрать единую базу Особо ценных для нас и природы мест. А затем составить общий Паспорт Зеленой зоны Красноярска? Кстати , хорошо бы и режимы охраны обсудить на форуме. ~~~~~


тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru