10.06.2020

Обь-Енисейский канал действительно уникальное инженерно-гидрологическое сооружение
Обь-Енисейский канал действительно уникальное инженерно-гидрологическое сооружение

Памятник природы
Памятник природы "Обь-Енисейский соединительный канал" был создан в 1991 году с целью сохранения природных и культурно-исторических комплексов, имеющих научно-исследовательскую и культурно-просветительскую ценность

Памятник природы
Памятник природы "Река Шушь" был образован в 1984 году с целью сохранения гидрологического объекта, являющегося нерестилищем и местом нагула ценных видов рыб (лососевых и сиговых), а также имеющего рекреационное и историческое значение

Заповедные реки

В рамках Всероссийской акции «Единые дни защиты малых рек и водоемов» КГКУ «Дирекция по ООПТ» заканчивает свой цикл эколого-просветительских статей рассказом о двух памятниках природы, возникновение которых напрямую связано с водными объектами.

Речь пойдет о памятниках природы, которые расположены друг от друга на значительном расстоянии, можно даже сказать на разных «полюсах» Красноярского края – северный «Обь-Енисейский соединительный путь» и южная «Река Шушь».

Начнем с ООПТ, которая расположена на территории Сым-Дубческой возвышенной равнины на Западно-Сибирской низменности в бассейне реки Кас – «Обь-Енисейский соединительный путь». Эта таежная и местами заболоченная местность получила охраняемый статус почти 30 лет назад, в 1991 году, с целью сохранения природных и культурно-исторических комплексов, имеющих научно-исследовательскую и культурно-просветительскую ценность. Одним из ключевых объектов охраны памятника природы является уникальное гидротехническое сооружение – первый и единственный в Сибири судоходный канал со шлюзами и плотинами, который по праву мог бы стать крупнейшим архитектурно-инженерным сооружением Российской Федерации. По длине Объ-Енисейский канал (162 км) превосходит на несколько километров даже своего знаменитого «собрата» – Суэцкий канал – и обладает не менее интересной историей создания.

В 18 веке на территории России активно осуществлялась торговля: многие товары доставлялись по воде и речное сообщение здесь играло далеко не последнюю роль. Однако стояла проблема транспортной связи запада и востока нашей страны, которую можно было бы решить при помощи соединения речных систем Оби и Енисея. Для этого, начиная с 1800 года, в течение почти 80 лет организовывались научные и исследовательские экспедиции, которые были направлены на определение лучшего пути соединения притоков двух этих рек.

По результатам проведенных экспедиций было найдено наиболее удобное соединение: приток Оби – Кеть и приток Енисея – Большой Кас. Возможным каналом заинтересовались деловые круги Сибири и Министерство путей сообщения Российской империи. В 1883 году началось грандиозное строительство. В то время технические приспособления для строительства в труднопроходимой местности практически отсутствовали и поэтому строителям, которых здесь было чуть более 1 тысячи, приходилось работать вручную: рабочие построили десятки шлюзов и прокопали километры соединительного канала.

В 1891 Обь-Енисейский канал был открыт для хождения небольших судов. Заработать в полную мощь и соответственно полностью оправдать затраты на строительство каналу помешали два фактора: запуск Транссибирской магистрали и Первая мировая война.

Вскоре после этих событий Обь-Енисейский канал оказался невостребованным. Последний случай его использования был зафиксирован в 1942 году, когда по каналу была осуществлена передислокация трех пароходов и катера газохода «Безбожник». В 1990 году Красноярское телевидение сняло о здешних местах фильм, который называется «Заброшенный канал».

В настоящие время возле одного из шлюзов проживает несколько семей старообрядцев, а в поселке Александровский шлюз даже сохранился дом, где проживали инженеры, руководившие возведением объекта - Аминов, Бобьенский, Ченцов и другие.

Второй памятник природы – «Река Шушь», расположенный на юге Красноярского края, – также непосредственно связан с водным объектом. Река Шушь является не только основной водной артерией памятника природы, но и одной из крупнейших рек Шушенского района: длина реки от истока до устья составляет 77 километров, а общий объем водосбора достигает почти тысячи квадратных километров. Отдельный интерес представляет само название «Шушь». Единой версии насчет происхождения этого слова среди лингвистов нет: одни считают, что название пришло из тюркского языка и означает «кость», другие настаивают на том, что «шушь» имеет хакасские корни и переводится как «утка-крохаль».

Благодаря протяженности заповедной территории здесь можно наблюдать различные типы рельефа: от горно-таежного (в верхней части бассейна реки Шушь) до типично равнинного (где река Шушь выходит на террасу Енисея). Отличается разнообразием и животный мир: на территории памятника природы на суше можно встретить лося, марала, соболя, азиатского бурундука, колонка, ласку, в реке – щуку, ельца, налима, окуня, ерша. Весной на нерест заходят хариус и сиг.

Вот такие удивительные «водные» заповедные территории функционируют на территории Красноярского края. Друг от друга они отличаются биоразнообразием, географическим расположением, площадью, наличием исторических и культурных объектов, но все они играют важную роль в поддержании экологического баланса региона и безопасности окружающей среды.

Анна Хоняк,
методист отдела экологического просвещения и рекреации
КГКУ «Дирекция по ООПТ»





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru