06.11.2012

Предупредительный знак
Предупредительный знак

По этим фрагментам можно заметить, что канал рукотворен
По этим фрагментам можно заметить, что канал рукотворен

Обь-Енисейский соединительный путь - канал длиной более двухсот километров, крупнейшее гидротехническое сооружение своего времени, настоящая рукотворная река
Обь-Енисейский соединительный путь - канал длиной более двухсот километров, крупнейшее гидротехническое сооружение своего времени, настоящая рукотворная река

Обь-Енисейский соединительный водный путь
Обь-Енисейский соединительный водный путь

Из истории Обь-Енисейского соединительного водного пути

Великие сибирские реки Обь и Енисей известны не только по всей России, но и далеко за её пределами – о них упоминают в книгах, им посвящают песни, они становятся частью легенд и сказок. На их берегах произошло бессчётное количество интересных, важных, привлекших широкое внимание общественности событий – многие памятны до сих пор, другие же почти или полностью забыты.

Попытки проложить водный путь, который связал бы крупнейшую реку Западной Сибири с крупнейшей рекой Сибири Восточной, начались ещё в конце 18 века. В 1797 году генерал-майор О.И. Новицкий выдвинул проект канала, соединяющего Обь и Енисей по их притокам. Такой канал казался необходимым: в условиях непроходимой тайги и не менее непроходимых болот, река – самая удобная и надёжная дорога. Соединение двух речных систем дало бы разветвлённую транспортную систему государственного значения, длиннейшую в мире линию непрерывного речного сообщения. Тогда этот проект остался нереализованным.

Много лет спустя идеей канала загорелся сибирский купец Фунтусов. В 1872 году он на свои деньги снарядил небольшую экспедицию для определения лучшего пути соединения притоков двух рек. Экспедиция выяснила, что притоки Оби и Енисея отделяют всего лишь несколько километров. В это время в Сибири в самом разгаре была золотая лихорадка – на сотнях приисков работали десятки тысяч человек. Судоходный канал между двумя крупнейшими водными артериями региона позволил бы наладить инфраструктуру – доставка товаров, людей и оборудования к приискам происходила бы значительно легче, равно как и вывозка намытого золота. Такой канал во всех смыслах озолотил бы своего создателя. Возможным каналом поэтому заинтересовались деловые круги Сибири и Министерство путей сообщения Российской империи. В 1878 году состоялась экспедиция под управлением барона Аминова, деньги на которую выделил известный в то время золотопромышленник, исследователь Сибири и меценат Александр Сибиряков. А в 1883 году началось грандиозное строительство, финансирование которого шло уже из казны.

Перед строителями Обь-Енисейского соединительного водного пути встало множество трудностей и то, что почти все удалось преодолеть, можно расценивать как трудовой подвиг. На всей стройке работал всего лишь один механизм – паровой копёр, машина для забивки свай. Все остальные работы проводились вручную. На стройке были задействованы около 2000 человек за сезон, который продолжался с начала мая и до осени – в остальное время строительству мешали погодные условия.

А тем временем постройке канала придавалось всё большее значение. В 1886 году журнал «Вестник Европы» опубликовал статью, в которой говорилось, что пароходное движение вдоль всей Сибири «облегчит заселение края, ускорит перевозку почты, грузов, доставку громоздких машин и орудий для устройства заводов и для золотых приисков». Там же упоминалось, какое значение будущий канал может иметь для обороны бескрайних сибирских владений – удобный водный путь помог бы быстрой транспортировке войск в случае возможной войны с Китаем (в 1881 году с этой страной было вооружённое столкновение из-за Илийского султаната и этот вопрос казался наиболее актуальным).

Строительство продолжалось около восьми лет. За это время было сделано много – построены 14 шлюзов, прокопан участок около восьми километров, несколько участков рек стали более удобными для судоходства. Результатом всех работ стал канал длиной более двухсот километров, крупнейшее гидротехническое сооружение своего времени, настоящая рукотворная река.

В 1891 Обь-Енисейский канал был открыт для плаванья небольших судов. Планировалось, что он будет расширяться и достраиваться со временем, не во вред эксплуатации. Но ему не суждено было стать основным путём, связывающим запад и восток Сибири. В той же статье в «Вестнике Европы» в которой обосновывалась значимость строительства канала, были высказано опасение о том, что «благодаря железнодорожной горячке, запущены и даже заброшены совсем водяные пути и в Европейской России», так не постигнет эта же судьба и водную «магистраль»?

Предположение оказалось пророческим. В 1891 году началось строительство Великого Сибирского Пути – Транссибирской магистрали, и канал оказался «запущен и даже заброшен». Попытки его возрождения принимались в 1911 году, но вскоре началась Первая Мировая Война, а как известно, во время любой войны на разрушение тратится человеческих усилий больше, чем на созидание – реконструкция канала осталась без финансирования. Окончательно добила его Гражданская война: во время боев красногвардейцев с колчаковцами сильно пострадала прилегающая инфраструктура. Значительно позже, в 1942 году, по каналу перегоняли три парохода – это был последний случай его использования. О том, в каком он был состоянии, говорит то, что переход в 200 километров занял у судов четыре месяца. Ещё один говорящий факт – в 1990 году Красноярское телевидение сняло о здешних местах фильм, он назывался «Заброшенный канал».

Время, когда с этими местами были связаны хозяйственные перспективы, осталось в прошлом. Сейчас здесь ничего не напоминает о былом многолюдстве периода большой стройки. Над каналом – рекой, над созданием которой человек трудился наравне с природой, – сейчас работает только природа. Эти места оказались невыгодны с экономической точки зрения и манят к себе не возможностью заработка, а совсем другим. Поблизости есть несколько поселений старообрядцев, которые здесь искали покой и нашли его. Последнее время всё чаще появляются любители экстремального туризма – сюда их ведёт интерес к сооружениям ещё позапрошлого века и стоящие на пути к ним трудности, удалённость от цивилизации. И, несомненно, канал представляет собой интересный материал исследований для историков и краеведов.

В 1991 году Обь-Енисейский соединительный водный путь был взят под особую охрану как памятник природы, «в целях сохранения единого архитектурно-инженерного природного сооружения». Он находится на территории не одного только Красноярского края, но частично ещё и Томской области. Над его охраной совместно работают уполномоченные органы двух регионов.

Роман Марясов,
практикант отдела экологического просвещения
КГКУ «Дирекция по ООПТ»





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru