04.04.2012

Рубить сук, на котором сидишь

Понятие «вандализм» последнее время, к сожалению, приходится употреблять всё чаще и чаще. Когда оно звучит, в первую очередь обычно вспоминается вандализм по отношению к объектам культуры или к городскому строительству, но существует и другой вид вандализма – направленный против природоохраны.

Именно против природоохраны, а не против природы. Второй вариант, конечно, тоже шокирует и ужасает – адекватному человеку не понять, зачем вообще может понадобиться вредить нашей планете, но с первым вариантом всё намного сложнее, ведь вред в этом случае наносится тому, что стремится помочь. Если бы речь шла о взаимоотношениях между людьми, это можно было назвать реализацией классической идиомы о том, кто кусает кормящую руку, но на самом деле ситуация больше напоминает поговорку о рубке сука, на котором сидишь.

Последнее время участились случаи «нападений» на информационные щиты, расположенные на границах особо охраняемых природных территорий. Охотники (хотя, возможно, лучше будет сказать «браконьеры»), не жалея патронов, стреляют в аншлаги, предназначенные для того, чтобы обозначить границы ООПТ, которых в нашем крае достаточно много.

Особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Это официальное определение, взятое из Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Если же говорить простыми словами, то ООПТ – это такие природные территории, которые находятся под охраной государства. Они могут быть полностью изъяты из хозяйственного использования, как, например, заповедники, а могут быть открыты для непромышленного сбора грибов и ягод. Для каждой такой территории устанавливается режим особой охраны, обговаривающий возможность или невозможность тех или иных действий. И, несмотря на то, что режимы особой охраны могут существенно отличаться друг от друга, все они солидарны в обсуждаемой нами проблеме: портить и уничтожать информационные знаки – нельзя.

Это понятно и логично.

Во-первых, создание такого аншлага – чей-то труд, и скорее всего труд даже не одного человека. Кто-то работал над его дизайном и компьютерным вариантом, кто-то возился с ним в типографии, кто-то занимался монтажом и установкой. Ни одному из этих людей не хотелось бы видеть плоды своей работы после её «расстрела». Во-вторых, создание такого аншлага – это чьи-то деньги. Точнее, не «чьи-то», а, вполне возможно, деньги самих стрелков. Ведь информационные щиты для особо охраняемых природных территорий создаются и устанавливаются за счёт государственного бюджета, который формируется из денег налогоплательщиков. Платить налоги, отдавая часть своей зарплаты, для того, чтобы кто-то, смеясь, целился в них из ружья?

Впрочем, это ещё не всё. Есть и «в-третьих». И оно заключается в том, что аншлаги устанавливаются не просто, как говорится, «для красоты». Они ставятся для того, чтобы донести до местных жителей и гостей территории информацию о том, где расположена ООПТ, каковы её границы и что именно подразумевает под собой конкретный режим охраны.

Без этого знания можно попасть в неприятную ситуацию, ведь нарушение охранного режима карается законом, а «незнание от ответственности не освобождает». И, пока стрелки – ради сомнительного развлечения – уничтожают информационные щиты, изготовленные на деньги своих земляков и соседей, любой из этих земляков и соседей может пострадать, не увидев предупредительного знака.

Вряд ли это можно назвать справедливым.

Вряд ли это можно объяснить чем-то, кроме порой так свойственного человеку стремления разрушить и разломать, не думая о последствиях. Но разве это стремление достойно того, чтобы поощряться? Нужно ли уничтожать то, что создано сохранять и защищать? Стоит ли рубить сук, на котором сидишь?

Ответ может быть только один…

Дарья Лысенко,
Методист экологического просвещения
КГКУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям»





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru