Секция 1: Итоги и перспективы развития сети ООПТ в Красноярском крае

Охраняемые территории и их роль в сохранении биоразнообразия на севере Средней Сибири

Колпащиков Л.А., Ларин В.В.
ГНУ НИИСХ Крайнего Севера

На современном этапе природные комплексы Крайнего Севера подвергаются сильному антропогенному воздействию, последствия которого могут быть крайне неблагоприятными в экологическом и социально-экономическом отношениях. В ближайшей перспективе в хозяйственный оборот будут вовлекаться огромные территории Арктики и Субарктики в связи с разведкой и эксплуатацией месторождений полезных ископаемых. Деятельность человека становится мощным фактором воздействия на природу арктических районов.

Среди форм антропогенной трансформации экосистем севера Средней Сибири можно выделить: строительство городов и поселков, промышленных коммуникаций, транспортных магистралей и газо - нефтепроводов, поиск и добычу полезных ископаемых, интенсивное судоходство, загрязнение воздуха и почвы промышленными выбросами, использование гусеничного транспорта, пожары и браконьерство. Каждая из этих форм в той или иной степени действует на компоненты тундровых биогеоценозов, вызывая зачастую негативные (обратимые и необратимые) последствия. Наступает новый этап в освоении природных богатств Арктики и Субарктики. Он будет связан с переходом от очагового освоения к созданию целой цепочки территориально-производственных комплексов (ТПК). Крупнейшим ТПК в данных зонах становится Северо-Енисейский.

В связи с вышеизложенным, сохранение биологического разнообразия природной среды становится в начале XXI века важной научной и хозяйственной задачей.

В сложившихся условиях индустриализации обширной территории охране в той или иной форме подлежит весь многообразный животный мир. Из редких видов животных, занесенных в Красные книги СССР и РСФСР, Красноярского края на Енисейском Севере обитает 16 видов: атлантический и лаптевский моржи, белый медведь, путоранский снежный баран, белоклювая гагара, малый лебедь, краснозобая казарка, пискулька, беркут, орлан-белохвост, скопа, кречет, сапсан, белая и розовая чайки, кроншнеп-малютка. Некоторые из них — эндемики и реликтовые формы. Сохранение их — задача общероссийского масштаба. Такие виды, как белый медведь, лаптевский морж, снежный баран, краснозобая казарка, заметно восстановили численность, что связано с действенной охраной их и мест обитания. Другие виды, в частности малый лебедь, скопа, розовая чайка, очень немногочисленны и нуждаются в особой охране.

В регионе встречается еще ряд видов, численность которых вызывает серьезные опасения. Из птиц — краснозобая гагара, малая гага, гага-гребенушка, вилохвостая чайка, некоторые виды сов, куликов, воробьиных.

При интенсивном промышленном освоении региона количество редких видов из-за нарушения среды обитания, факторов беспокойства может значительно уменьшиться. Уже в ближайшее время следует принять меры, которые позволят свести до минимума влияние отрицательных антропогенных воздействий в будущем. Учитывая, что для сохранения отдельных видов необходимо сохранение сообществ, в которые входят интересующие нас виды, требуется расширение сети охраняемых территорий.

В настоящее время полуостров Таймыр представлен уникальными орнитологическими и природными комплексами живой природы и занимает ведущее место в России по созданию и функционированию заповедных зон на Севере страны (Сыроечковский, 1998). Уже более 25 лет на территории Енисейского Севера формируется система охраняемых природных территорий, охватывающая все природные зоны и основные горные массивы плато Путорана.

С 1979 в регионе организовано 3 крупнейших государственных заповедника («Большой Арктический», «Путоранский», «Таймырский») и 1 республиканский заказник Пуропясиниский. Занимаемая площадь составляет 10,6 % территории округа.

Заповедник «Таймырский» организован в 1979 г. Его территория площадью 1348 тыс. га охватывает субарктические и частично арктические тундры рек Верх. Таймыры и Логаты, а также небольшие участки самой северной древесной растительности по рекам Новой и Лукунской. Заповедник охватывает 5 физико-географических областей от равнинных тундр, горных тундр Бырранга, типичных тундр, южных тундр и, отчасти, лесотундры. Он способствует охране краснозобой казарки, малого лебедя, сапсана, кречета, пискульки и других видов.

В 1995 г. решением МАБ ЮНЕСКО государственный заповедник «Таймырский» получил статус биосферного.

В 1996 г. заповеднику в его охранной зоне присоединен в качестве экспериментального полигона бывший заказник окружного подчинения «Бикада», где с 1974 г. сотрудниками ГНУ НИИСХ Крайнего Севера проводилась международная программа реакклимматизации североамериканского овцебыка. Здесь обитают краснозобая и черная казарки, сапсан, изредка встречается малый лебедь, прилетает на линьку в большом количестве пискулька.

Государственный природный заповедник «Путоранский» организован в декабре 1988 г. для охраны ландшафтов заполярного горного плато Путорана. Площадь заповедника- 1887 тыс. га. В фаунистическом отношении горная система плато Путорана обособлена от окружающих ее равнин менее четко, чем по флористическим признакам. В целом для фауны наземных позвоночных характерно сочетание тундровых, таежных и широко распространенных горных видов. К эндемикам заповедника относится только один подвид - путоранский снежный баран. Создание заповедника в настоящее время способствует более интенсивному естественному расселению толсторога в пределах его бывшего ареала.

В 2000 г. государственный заповедник «Путоранский» номинирован на всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО. В настоящее время здесь осуществляется контроль за состоянием природной среды и разрабатываются теоретические и практические вопросы охраны первозданных горных экосистем.

Заповедник «Большой Арктический» создан в 1993 г. Заповедник занимает более 4 млн. га на побережье Карского моря и прилегающих островах. В его ведении находится федеральный заказник «Североземельский». Он представляет полный перечень биоразнообразия арктических экосистем. На его территории находится перечень уникальных континентальных, островных, пресноводных и морских прибережных экосистем, являющихся средой обитания для многих видов внесенных в Красную Российской Федерации и Красноярского края. Среди них: белый медведь, моржи: атлантический и лаптевский, казарка черная, тундровый лебедь, белая чайка и многие другие виды наземной фауны животных. В орнитологическом отношении большую ценность представляет дельта Енисея, в которой расположены водно-болотные угодья международного значения. Этот-район является северным пределом распространения многих видов птиц, местом гнездования малого лебедя.

Не терпит отлагательства создание заповедника на базе заказника «Пуропясинской» в междуречье Пуры и Мокоритто на Западном Таймыре в подзоне субарктических тундр. Как показали многолетние исследования, здесь сосредоточены основные места линьки и размножения краснозобой казарки. В границах 1800 тыс. га в настоящее время обитает около 40% всех птиц, населяющих Таймыр. Здесь наиболее высока плотность гнездования сапсана, чаще встречается лебедь. Этот район пока еще не охвачен хозяйственной деятельностью. Однако зона спокойствия животных постоянно сокращается. Вопрос об организации здесь охраняемой территории обсуждается с 1967 г., когда был составлен проект организации заповедника, но он пока не реализован.

До настоящего времени нет заповедников и заказников (за исключением заказника «Виви») на обширнейшей территории Эвенкийского автономного округа, где сейчас идет интенсивная разведка полезных ископаемых. С целью сохранения уникальных фаунистических комплексов необходимо рациональное размещение охраняемых участков в этой зоне. Целесообразно, в частности, создание республиканского комплексного заказника в долине р. Мойеро (площадь 500 тыс. га), который обеспечит сохранение своеобразного северного комплекса растительного и животного мира, в том числе зимующих диких северных оленей таймырской популяции и редких видов: скопы, беркута, кречета, орлана-белохвоста, кроншнепа-малютки и др.

Не следует забывать и о другой форме охраняемых территорий — национальных парках. Их организация на обширнейших территориях Севера целесообразна только вблизи крупных промышленных комплексов. Нами давно предлагалось создание национального парка в системе Норильских озер на площади около 700 тыс. га. На данной территории встречаются орлан-белохвост, кречет, лебедь-кликун, изредка снежный баран, которые в настоящее время испытывают сильное беспокойство со стороны многочислен¬ных туристов, отдыхающих норильчан. Даже упорядочение отдыха, маршрутов, не говоря уже о создании зон абсо¬лютного спокойствия, будет способствовать восстановлению численности этих видов животных.

В ближайшие годы необходимо создать еще ряд охраняемых территорий. Их назначение разнообразно, но большинство обеспечит сохранение и восстановление численности редких видов животных. В итоге охраняемые ландшафты в условиях антропогенного воздействия могут рассматриваться в качестве резерва развития обширной сети охраняемых территорий объединенного Красноярского края.

Именно эта идея заложена в документах, определяющих участие России в Конвенциях и международных соглашениях по охране живой природы, Конвенции о сохранении культурного и природного наследия, Рамсарской конвенции, Пан-Европейской стратегии сохранения ландшафтного и биологического разнообразия.

Существующие ныне охранные зоны, несомненно, играют положительную роль в охране уникальных ландшафтов реигона. Однако при наличии обширнейших заповедных территорий существует и ряд нерешенных проблем - снижение роли заповедников, как охраняемых территорий; слабое проведение научных исследований, сокращение финансирования, а в связи с этим и надлежащего контроля и охраны на заповедных территориях.

В данном сообщении следует коснуться и уникальной, крупнейшей в Евразии таймырской популяции диких северных оленей, ареал котярой охватывает практически территории всех охраняемых зон севера Средней Сибири. В соответствии с Законом о животном мире, охранные мероприятия, направленные на сведение к минимуму отрицательных последствий антропогенного фактора, должно включать строгое выполнение всеми лицами и организациями правил охоты на диких северных оленей, с одной стороны, охрану мест обитания - с другой. Полностью исключить воздействие антропогенных факторов на популяцию исключить невозможно, но сократить до минимума - насущная необходимость. Компенсацией за ущерб должна быть более действенная ее охрана путем расширения сети охраняемых территорий, создание зон покоя в местах массового отела, путем миграций, летней и зимней концентрации животных. Стратегия охраны и управления таймырской популяцией диких северных оленей на севере Средней Сибири должна строиться с учетом существующей системы особо охраняемых природных территорий. На территории заповедников необходим обязательный экологический контроль за состоянием популяции по единой методике путем наземных и аэровизуальных исследований, понимая под этим регулярный сбор данных, их первичную обработку и анализ с применением ГИС-технологий. В основу разработки единой системы мониторинга должен быть положен многолетний опыт контроля и исследования в заповедниках и особенно материалы летописи природы.

В заключение следует отметить важность разработки и принятия комплексной программы рационального природопользования, организации системы эффективного контроля за состоянием природной среды, охраны уникальных природных комплексов севера Красноярского края, организации системы мониторинга. Реализация системы мониторинга вызывает необходимость создания полигонов (станций фонового мониторинга) и единой региональной службы экологического мониторинга, в которой ключевым параметром состояния среды должно рассматриваться состояния отдельных популяций животных. Такая система будет способствовать дальнейшему сохранению и планомерному изучению уникальных природных комплексов, обеспечению наилучших условий жизни населения северных районов.





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru