29.09.2008

Ежегодная Краевая интенсивная школа «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» начинает свою работу.

Краевая интенсивная школа «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» (далее - КИШ), зародившаяся в 2004 году и ставшая уже неотъемлемой частью системы экологического воспитания и просвещения Красноярского края, ежегодно собирает в свои ряды активных и неравнодушных ребят и их учителей из многих районов края. За прошедшие 4 года участниками школы стали почти 600 школьников. И с каждым годом количество друзей КИШ растет.

Ежегодно краевая интенсивная школа организуется Агентством образования администрации Красноярского края и реализуется Агентством детских общественных инициатив Краевого Дворца пионеров и школьников при поддержке краевого БГУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края».

Сотрудники ГУ «Дирекция по ООПТ» регулярно знакомят школьников с новостями в области экологопросветительской и природоохранной деятельности и привлекают участников КИШ к различным акциям и викторинам, проводимым в крае.

Краевая интенсивная школа давно уже переросла границы края. В 2006 году программа «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» стала лауреатом VII Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей (г. Москва). Участники школы становятся лауреатами Всероссийских и международных конкурсов и конференций (Москва, 2007; Белгород, 2008). «Школьники» активно сотрудничают с всероссийским движением «Друзья заповедных островов».

Цели нового годового цикла Краевой интенсивной школы «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» включают в себя экологическое воспитание и просвещение школьников Красноярского края, их профессиональную ориентацию и формирование социальной ответственности молодого поколения.

В круг задач, поставленных организаторами, входят:

  • освоение учащимися позиций проектировщика, исследователя, гида экологического туризма и менеджера;
  • знакомство с веб-технологиями в экологическом туризме;
  • разработка и реализация проектов по изучению, сохранению и использованию в социально-экономическом развитии (экотуризм) уникальных природных объектов Красноярского края;
  • формирование краевой сети детских общественных экологических объединений.

    Программа Школы предполагает разнообразные формы работы: лекционно-практические занятия, работу в группах, образовательные экскурсии, встречи, консультации с учёными Красноярских ВУЗов и специалистами из Дирекции по особо охраняемым природным территориям Красноярского края, организационно-деятельностные игры, спортивную и культурно - развлекательную программы.

    В предыдущие годы программа школы состояла из 2-х пятидневных образовательных модулей (осеннего и весеннего) и летней практической части. В 2008-09 гг. программа расширяется до четырех модулей: осеннего, зимнего, весеннего и традиционного летнего блока реализации разработанных проектов. Все структурные компоненты программы имеют свою специализацию.

    Так, осенний модуль, который пройдет 2-6 октября, в первую очередь позволит командам-участникам поделиться опытом реализации экологических проектов. Первый образовательный блок познакомит слушателей с феноменом экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. В ходе работы будут подробно проанализированы история экотуризма и причины его появления. Большое внимание будет уделяться роли гида экологического туризма в развитии экотуризма на ООПТ и основам экскурсоведения. Особый акцент ставится на перспективы развития экологического туризма в Красноярском крае и способах привлечения местного населения к оказанию услуг туристам. Как показывает мировая практика развития экологического туризма на особо охраняемых территориях, подобный симбиоз содействует повышению благосостояния местного населения и вносит существенный вклад в развитие местной экономики и поддержание экологической устойчивости окружающей природной среды.

    В круг задач зимнего модуля входят знакомство с веб-технологиями, формирование и развитие навыков создания сайта, веб-страницы и электронной версии экологической тропы. Эти навыки имеют огромное значение для популяризации экологического туризма на ООПТ, создания баз данных о достопримечательностях, природе, ландшафте, мире животных и растений для потенциальных посетителей и для информирования туристов о природоохранных акциях и правилах поведения в лесу. Данное направление позволит школьникам и их руководителям расширить представление о перспективах включения в мировую информационную сеть в целом и о потенциале экологического туризма в частности. Кроме того, во время прохождения зимнего модуля участники КИШ смогут узнать, что такое экологическая тропа, каковы принципы её оборудования и познакомятся с особенностями создания виртуальной тропы. Помимо теоретической части, ребята попробуют сами создать свой электронный продукт на базе заранее собранных материалов об истории их ООПТ, достопримечательных объектах и комплексах, флоре, фауне их территории, о людях, внесших большой вклад в дело развития туризма и природоохранную деятельность. Этот аспект работы позволит КИШевцам проявить весь их творческий потенциал.

    Весенний модуль поможет объединить знания, приобретенные в предыдущих двух блоках и преломить их под практическим углом. Во время прохождения заключительного образовательного блока школьники ознакомятся с основами менеджмента в экологическом туризме и освоят принципы взаимодействия с посетителями. После прохождения теоретического курса команды – участники должны вынести на суд дружеского жюри, созданные в районах и усовершенствованные версии собственных экологических сайтов и виртуальных экскурсий. Каждый сайт должен кроме оговоренных выше блоков содержать рекламную информацию о предстоящей экологической экскурсии, гидах, оказываемых услугах и расценках на них. Более того, домашнее задание включает в себя разработку проектов различных аншлагов для своих экскурсий. Ребята должны продумать как информативную составляющую аншлагов, так и их дизайн.

    Последний день каждого модуля КИШ включает себя «Экологический марафон»: ряд интеллектуальных и творческих заданий, позволяющих в творческой атмосфере участникам проекта объединиться для реализации интересной идеи, способствующей сохранению экологического равновесия на нашей Планете.

    Итогом годовой работы Краевой интенсивной школы «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» станет экскурсия по экологической тропе. Каждая команда должна провести свою группу «туристов» по одному отрезку тропы и показать на практике навыки работы гида экологического туризма. В результате «туристы» должны получить представление обо всех ООПТ, представленных региональными коллективами. Оцениваться будут информационное наполнение экскурсии, умение взаимодействовать с туристами, формы работы с группой, навыки работы с аншлагами и, конечно, креативность. «Туристы» тоже будут играть активную роль в проведении экскурсии. Каждой команде будет дана определенная роль – сыграть туристов разных возрастных групп, характеров и имеющих различное представление об экологическом туризме.

    Краевая интенсивная школа «Мир заповедной природы. Жемчужины Сибири» может стать не только образовательной школой, но и школой жизни, которая приведет ее участников к формированию ответственной и активной жизненной позиции и, возможно, поможет сделать выбор в пользу профессии, связанной с сохранением природного, социального и культурного разнообразия. А главное, связанной с сохранением красоты природы и красоты души человека!
    Е. Шестакова, преподаватель школы





  • тел: 8-391-265-25-94

    E-mail: mail@doopt.ru