Великолепие реки Бахта так и манит своим удивительным осенним пейзажем.
Две особи шилохвости и стая крякв попали в кадр фотографа. Большинство птиц, вероятно, заметив человека или услышав посторонний звук, встали на крыло.
Пара особей лебедя-кликуна взмывает вверх. Эвенкийская субпопуляция этой птицы занесена в Красную книгу Красноярского края в IV категории редкости.
Бурый медведь пересекает реку вплавь.
Бурное течение реки нипочём для лося. Эти копытные хорошо умеют плавать и могут проплыть до 20 км.
В 2020 году Михаил открыл музей в п. Бахта, где можно посмотреть предметы традиционного природопользования коренных малочисленных народов Сибири и не только.
Река Бахта – дом тайменя
В 2022 году в Туруханском районе Красноярского края был создан заказник «Река Бахта». Здесь, на одноимённой реке, находятся места обитания и нереста краснокнижных видов рыб – ленка и тайменя. Чтобы взять территорию под особую охрану, местные жители выдвинули свою инициативу, в том числе и Михаил Тарковский – поэт и писатель, который посетил КГБУ «Дирекция по ООПТ».
Именно местные жители в первую очередь озаботились состоянием окрестностей посёлка Бахта, чьим образом жизни всегда был рыбацкий и охотничий промысел. Охотники стали замечать всё большее влияние антропогенного фактора не только на уникальный резерват тайменя – реку Бахта с её притоками, но и ближайшие окрестности – тайгу, побережья.
«Согласно охотничьей традиции именно охотник ответствен за ту часть тайги, на которой он проводит большую часть жизни, и которая его кормит», – рассказывает Михаил Тарковский.
Михаил Александрович знает о проблеме исчезновения уникальных рыб в Красноярском крае не понаслышке: почти 40 лет назад будущий писатель переехал из родной Москвы в посёлок на севере края – Бахту, и стал охотником. Обучился у местных жителей традиционным занятиям и недавно, в 2020 году, даже открыл музей таежного промысла, экспонаты для которого собирал с 2003 года.
«Сегодня можно купить снегоход, бензопилу, моторную лодку и другие технические средства. Но эта доступность боком выходит», – делится Михаил Александрович. – «Как следствие – конечно, высокое антропогенное воздействие на обитателей реки, оскудение как биоразнообразия, так и численности отдельных видов. А жители посёлка, которые многие годы жили традиционными промыслами, остро ощутили эту проблему на себе».
Однако бахтинцы не сразу поняли, что нужно взять территорию под охрану и передать государству, всё же долгое время пытались справиться своими силами с антропогенным фактором, и вот почему: «Дело в том, что у людей, далеких от природоохранной практики и теории», – поясняет Михаил Тарковский, – слова «особо охраняемая природная территория (ООПТ)», «заказник» вызывают в первую очередь справедливый страх запрета едва ли не всего на свете». Но всё же посёлок с численностью около 300 человек не смог собственными силами сохранить уникальный водоём и таёжные тропы, и тогда они обратились в Правительство Красноярского края с инициативой взять под особую охрану акваторию реки Бахта.
Опасения жителей Бахты, к счастью, не подтвердились: несмотря на установленный режим особой охраны новой ООПТ, посещать территорию можно беспрепятственно. Более того, для местных жителей осталась возможность пользоваться всеми природными ресурсами, используя традиционные методы осуществления хозяйственной деятельности для собственных нужд, с оговоркой об ограничении на ловлю основных охраняемых объектов животного мира (обыкновенного тайменя и ленка).
Образованный заказник «Река Бахта» имеет биологический профиль – главным образом, территория создана с целью сохранения воспроизводственных и нагульных участков редких и ценных в хозяйственном отношении видов рыб (ленка и обыкновенного тайменя, являющихся краснокнижными на территории России и края). Из-за своей труднодоступности притоки Бахты (Малая Бахтинка, Тынеп, Аяхта, Хурингда, Дельтула, Таначи) представляют собой природный резерват, включающий в себя ценный воспроизводственный участок для лососеобразных видов рыб. Непосредственно река Бахта представляет собой важнейший транзитный путь промысловых рыб, в том числе ценных видов водных биологических ресурсов – тайменя, ленка, сига, чира, к местам нереста, нагула и зимовки. Площадь заказника составляет 27315,6904 гектара.
Здесь даже реки-притоки называли по видам, обитающим в них: «хури» – сиг, отсюда названия Хурингда и Хуричи (сиговая), «дьэли» – таймень, и реки Дельтула и Деленгда (тайменевая). Майгушаша происходит от эвенкийского названия ленка – «майга». А Пульванондра (приток Хурингды) переводится, как Язевая.
Помимо лососёвых, территория богата и другими редкими видами, занесёнными в Красные книги РФ и края. Так, на ООПТ обитают: чёрный аист, краснозобая казарка, филин, сибирский таёжный гуменник, кречет, орлан-белохвост, беркут и другие. В заказнике также зафиксированы и краснокнижные для региона большая выпь, лебедь-кликун, красношейная поганка, большой кроншнеп, серый журавль и обыкновенный зимородок. Добавим, что на территории встречается редкое для страны и края растение соссюрея Штубендорфа.
Организация на данной территории заказника позволит сохранить природные комплексы реки Бахта и её притоков, играющих важную роль в воспроизводстве ценных видов водных биологических ресурсов.
«Можно пользоваться тайгой и рекой так, чтобы выживать десятилетиями, а можно ради сиюминутной выгоды доцедить остатки ресурса и еще непоправимо изменить сам дух территории, явив окрестной молодежи пример хваткого подхода. Об этом писали Астафьев и Распутин. И это самое страшное», – поделился мыслями Михаил Тарковский.
Ирина Варлакова,
методист отдела экологического просвещения и рекреации
КГБУ «Дирекция по ООПТ»