Статистика административных нарушений на ООПТ: что и почему?
КГКУ «Дирекция по ООПТ» подведены первые итоги 2019 года по одному из важнейших направлений работы – выявлению административных правонарушений на особо охраняемых природных территориях краевого значения.
Ответственность, которую могут повлечь за собой нарушения режима особой охраны ООПТ, делится на уголовную и административную, а также гражданско-правовую. Административное производство в отношении лиц, допустивших нарушение режима особой охраны ООПТ, находится в компетенции КГКУ «Дирекция по ООПТ».
Всего на настоящий момент КГКУ «Дирекция по ООПТ» было рассмотрено 128 административных дел, выявленных на территории государственных природных заказников краевого значения. Памятники природы, а также единственный в Красноярском крае микрозаказник, в этом году остались свободными от противозаконной хозяйственной деятельности человека.
В четырёх заказниках – «Большемуртинском», «Больше-Кемчугском», «Красноярском» и «Сисимском» – в качестве нарушения режима особой охраны выступила охота. Четыре случая из 128 – это неплохой показатель, говорящий о том, что у жителей Красноярского края присутствует понимание миссии ООПТ как основных оплотов сохранения биологического разнообразия и хватает осознанности, ответственности и экологической культуры для того, чтобы не охотиться в пределах заповедных территорий.
Однако не всё так просто с менее очевидными способами нанесения природе вреда. Так, самым распространённым нарушением режима на ООПТ в 2019 году стал проезд и стоянка транспортных средств вне дорог. Наказанием за это правонарушение действующим законодательством предусмотрен штраф. На первый взгляд, правонарушение может показаться не таким уж серьёзным, но, если разобраться, чем оно вредит окружающей среде?
Вреда, на самом деле, немало. Транспорт не только разрушает верхний, плодородный слой почвы и всё, что растёт на нём, но и способен раздавить мелких животных или птиц, повредить их норы и гнёзда. Рёв двигателя – ещё один стрессовый фактор для представителей фауны, которые, заслышав шум мотора, в испуге бросаются прочь. Птица может оставить своё гнездо и больше никогда к нему не вернуться, даже если внутри останутся яйца или птенцы, которые в отсутствие родительской заботы непременно погибнут.
Разрушительные последствия, казалось бы, простого действия велики. Животных, особенно тех, что попадают в категорию «умиляющих», обычно жаль намного сильнее, но стоит задуматься: некоторым растениям для того, чтобы расцвести и стать способными к «продолжению рода», требуются десятилетия! Взять, например, венерин башмачок, занесённый в Красную книгу… От семян до цветения у него проходит пятнадцать, а иногда и семнадцать лет, и разве этот срок недостаточно долог, чтобы мы, люди, относились к нему с уважением?
Есть и другие виды вреда, наносимые окружающей среде транспортными средствами. Это загрязнение окружающей среды. Вредные газы и выхлопы отравляют воздух, технические жидкости - воду и почву. Всё это сложно увидеть, но далеко идущие последствия подобного вреда не менее разрушительны: исчезновение растений, гибель или мутация для животных… Такие события становятся заметными только со временем, и для того, чтобы человечеству не пришлось с ними сталкиваться, нужно ответственно относиться к тому, что мы защищаем и охраняем сейчас.
Режим особой охраны, индивидуальный для каждой ООПТ, устанавливается с единственной целью – сохранить природу и её обитателей, но вместе с тем, в случае с ООПТ краевого значения, он благосклонен и к человеку. Сбор «даров природы», заготовка древесины для собственных нужд, любительская рыбалка часто оказываются в списке разрешённой хозяйственной деятельности. Для того, чтобы не навредить природе и самому себе (сложно иначе рассматривать штраф или лишение свободы), необходимо внимательно изучать режим особой охраны территории, на которую планируется отправиться, и тщательно его соблюдать.
Дарья Лысенко,
Методист экологического просвещения и рекреации
КГКУ «Дирекция по ООПТ»