Краевая заочная викторина - «Год культурной охоты», 2009

21.12.2009

Результаты заочной викторины «Год культурной охоты»

«Молодая лисица», фото Алексеева Артёма, с.Новомитрополька

«Глухарь на току», фото Алексеева Артёма, с.Новомитрополька

«Барсук у норы», фото Алексеева Артёма, с.Новомитрополька

Подведены итоги краевой заочной викторины для школьников, проводимой ГУ «Дирекция по ООПТ» в рамках «Года культурной охоты», партнером которой выступила краевая государственная газета «Наш Красноярский край».

В этом году в адрес организаторов поступило около 488 ответов ребят из 73 населенных пунктов нашего края (31 муниципальный район). Согласно положению, победители определялись по сумме набранных баллов. Организаторы обращают внимание участников на то, что ответы на вопрос № 9 части А и вопрос № 6 части Б комиссией не оценивались ввиду некорректно составленных вопросов. Таким образом, участники максимально могли набрать 51 балл. Лишь одна участница смогла набрать 50 баллов, именно она и заняла первое место. Всего комиссией выделено 4 призовых места и еще 9 работ отмечены в качестве лауреатов за интересные и наиболее грамотные ответы.

Победителями в этом году стали:

    I место: Соловьева Юлия, г.Красноярск (МОУ СОШ № 7)

    II место: Рогова Дарья, г.Железногорск (МОУ СОШ № 101)

    II место: Литвякова Алёна, г.Красноярск (МОУ СОШ № 7)

    III место: Макарова Юлия, п.Чунояр (МОУ Чуноярская СОШ)

Лауреаты:

Чернобыль Александр (г.Норильск), Ржевский Артемий (г.Норильск), Садовская Ульяна (с.Тюхтет), Алексеев Артём (с.Новомитрополька), Давыдова Даша (г.Красноярск), Прохоренко Алёна (п.Глядень), Муравьева Анна (р.п.Северо-Енисейский), Осипкина Анастасия (г.Минусинск), Машкин Денис (г.Минусинск).

Награждение участников пройдет в январе 2010 года.

Общий список участников с количеством набранных баллов (pdf, 121 кб)

Ответы на вопросы частей А и Б викторины (pdf, 150 кб)

Очень многие ответы на вопросы части А и Б были полными, поэтому основным критерием отбора стал ответ на вопрос части В викторины. Именно развёрнутые и правильные ответы оценивались как лучшие и существенно повлияли на общую сумму баллов некоторых участников. Вот несколько интересных ответов из этой части:

Соловьева Юлия, г. Красноярск

«Прежде всего, что такое охота? По определению В.И. Даля: «Охота есть ловля, травля или стрельба диких животных». Но, на мой взгляд, определение, данное М.П. Павловым более приемлемо для характеристики культурной охоты: «Охота есть поиск мест обитания диких животных, познание их повадок и допустимых способов добычи...»

Культурная охота – это, прежде всего культурный охотник, заботливый хозяин и друг природы. Охота на любую дичь, помимо спортивных элементов содержит в себе многие эстетические и этические моменты, различные охотничьи традиции, писаные и неписаные законы и правила. Соблюдение всех этих норм и правил, всей охотничьей этики должно стать привычкой, независимо от того, остается ли охотник один на один с природой или находится на охоте вместе с товарищами. Без этого не может быть настоящего, охотника, основным свидетелем и судьей которого должна быть собственная совесть. Это вполне соответствует понятию о культурной охоте.

Культурная охота несовместима с жадностью охотника к добыче, нередко маскируемая "неудержимой охотничьей страстью". Такое поведение, стремление "взять больше" опошляет спортивную охоту, превращает охотника-спортсмена в "мясника". Ведь смысл и красота охоты не только в количестве добытой дичи. Нередко хорошо проведенный на природе день доставляет не меньше удовольствия, чем убитый зверь.

Говоря о культурной охоте, следует напомнить и о том, что у охотников существует понятие не совместимое с культурой - "некорректный выстрел", то есть стрельба на сомнительное расстояние. В результате остаются подранки: искалеченные, обреченные на мучительную гибель животные. Часто это происходит, когда охотники снаряжают патроны нулевкой или картечью в надежде достать зверя подальше. Одно нарушение влечет за собой другое, так как подранка добивают далеко не всегда. Подранки могут быть и при прицельном выстреле, однако всегда нужно стремиться стрелять наверняка или не стрелять вовсе. К сожалению, удержаться от ненадежного выстрела может далеко не каждый охотник.

Культурная охота – это, каждый охотник, в той или иной мере пользуясь объектами природы, обязан компенсировать причиненный ей ущерб. Такая компенсация может быть разнообразной. Это и активное участие в мероприятиях по охране природы, личное трудовое участие в проведении биотехнических мероприятий - заготовке кормов для подкормки диких животных, устройстве кормушек, солонцов, искусственных гнезд и т.п. Это и внесение денежных средств на ведение охотничьего хозяйства в виде платы за путевки и лицензии, членских взносов в общества и т.п.

Каждый охотник обязан пропагандировать правила охоты и показывать личный пример в строгом их выполнении, вести разъяснительную работу среди других охотников и местного населения о необходимости бережного отношения к природе.

Он не может спокойно проходить мимо фактов браконьерства, случаев нанесения ущерба природным богатствам.

Культурная охота – это, прежде всего уважительное отношение к дичи и к трофеям. Что это значит? Охотник не должен пользоваться бедственным положением зверей и птиц для их добычи, например, при половодье, гололедице, режущем снежном насте, засухе, когда дичь собирается у единственного источника воды, и в других подобных случаях. Настоящий охотник не будет стрелять по линяющим не способным к полету птицам, хлопунцам, матке, пытающейся отвести охотника от птенцов. Недопустима стрельба весной по самкам, и в любое время года по птицам и зверям, на которых охота закрыта, по животным, не относящимся к охотничьим видам.

Никогда нельзя стрелять зверя или птицу в том случае, когда заранее знаешь, что взять их будет невозможно. Чаще всего это бывает при охоте на водоплавающую дичь, когда охотник должен выбрать место для стрельбы так, чтобы битые птицы не падали в крепи, где их не найти.

При охоте на копытных животных нельзя стрелять самку, имеющую теленка или поросят, так как потеря матери чаще всего приводит к их гибели.

Культурный охотник всегда в душе гордится своей добычей, но никогда не будет хвастать ею перед другими. Показывая добытых животных, он не будет небрежно швырять их тушки. Пока находится в поле, отмоет, очистит дичь от крови и грязи, аккуратно уложит в ягдташ или рюкзак. Он не скажет: "убил" зайца или утку, а, как правило, "взял", "отстрелял", "добыл", "снял в лет". Охотник поздравит удачливого товарища не "с добычей", а "с полем", то есть со счастливым процессом полевания (охоты).

Говоря о культурной охоте, особо следует сказать о правильных взаимоотношениях между охотниками. Общепринято, что при большом количестве охотников в определенном месте угодий, право выбора места охоты или отдыха зависит от очередности их прибытия с учетом того, чтобы не находиться близко друг от друга и не мешать охоте товарищей. Нельзя становиться или бродить около чужого шалаша или скрадка, перекрывать пути подлета дичи к нему, мешать охотнику, скрадывающему дичь. При облавной охоте нельзя стрелять по зверю, идущему на соседний номер.

Безусловно, всем охотникам должны быть присущи товарищеская взаимопомощь и взаимовыручка. Опытный охотник всегда, словом и делом поможет молодому. И совершенно естественно, между охотниками должно быть полное доверие и взаимопонимание. Охотник никогда не подойдет к чужому биваку, если нет хозяина. Размещаясь в охотничьей избушке, где останавливаются многие охотники, он никогда не позволит себе что-то испортить здесь, а уходя всегда оставит запас дров, соль, спички, по возможности сухари или другие продукты.

Там, где ведется самоловный промысел, охотник никогда не пойдет по чужому путику, не подойдет к чужому капкану или ловушке, наткнувшись на пойманною в чужую ловушку зверя охотник может умертвить его, а затем укрыв от хищников, оставит на месте, но не в коем случае не присвоит себе чужую добычу.

Существуют обычаи вежливости при охоте с собаками. Если охотник непредумышленно застрелил зайца из-под чужой собаки, он непременно отдаст трофеи владельцу собаки. Тот по традиции возвращает патрон как бы в знак благодарности и возмещения за затрату заряда. При охоте двух-трех охотников с одной подружейной собакой они уславливаются об очередности стрельбы.

Не этичны споры о том, кто добыл данный трофей. Принято считать, что копытного зверя и другую крупную дичь отстрелял тот охотник, который произвел выстрел, остановивший и положивший зверя. Заяц, утка или другая мелкая дичь принадлежит охотнику, после выстрела которого был прерван бег или полет.

У некоторых людей охота ассоциируется с распитием алкогольных напитков. А, пьянство на охоте недопустимо. Мало того, что нетрезвый человек не может правильно оценивать обстановку и сам процесс охоты становится для него бессмысленным, наличие оружия в руках пьяного делает его крайне опасным для окружающих. Статистика свидетельствует, что более 90 процентов несчастных случаев, происходящих на охоте, связано с употреблением алкогольных напитков.

Немного об общей культуре людей, находящихся в угодьях. К сожалению, еще иногда приходится видеть простреленные дробью дорожный знак, какую-нибудь указательную табличку на железной дороге или в подобных местах. Приходилось видеть и поломанные случайными неорганизованными рыболовами охотничьи шалаши, лодочные причалы, искусственные гнезда для уток, сделанные егерями охотничьего хозяйства. И даже сожженные охотничьи и рыболовные избушки. Случалось слышать и грубые перебранки, вплоть до драки, между охотниками и рыболовами, якобы мешающими друг другу заниматься своими делами (и это на огромном водоеме!). Люди, допускающие такие поступки, не могут быть названы не только культурными, но и вообще нормальными людьми.

Культурный охотник никогда не оставит после себя на биваке груду мусора, консервных банок, тем более битых бутылок. Встретив в лесу какие-либо лесохозяйственные или биотехнические сооружения, он не повредит их. Если в силу сложившихся обстоятельств придется воспользоваться для обустройства ночлега сеном или соломой, то он прежде всего подумает о труде людей, заготовивших это сено или солому, и сделает так, чтобы стог или копна остались целыми, а не гнили в последующем под дождем.

Даже в тайге, не говоря уже о малолесных районах, прежде чем срубить дерево для костра, шеста, плота или для других нужд, следует сначала осмотреться, подумать и рубить то дерево, которое в силу естественных причин уже не имеет перспектив для роста, а не выбирать самое красивое, стройное и здоровое.

Место для костра нужно выбирать так, чтобы он не явился источником пожара, а уходя обязательно залить костер водой или засыпать землей до полного затухания.

Находясь на усадьбе хозяйства, следует соблюдать установленный там порядок, чистоту, правила общежития, бережно относиться к инвентарю.

Соблюдение всех вышеперечисленных норм не потребует больших усилий, но сделает охоту и рыбалку не только увлекательным, но и приятным, доставляющим глубокое удовлетворение процессом, не вызовет негативного отношения у окружающих.

И, наконец, культурная охота - это охота по правилам, с соблюдением регламента и с использованием разрешенных орудий лова. Прежде чем открывать любой сезон, следует освежить в своей памяти данные о правилах охоты в конкретном регионе. Они довольно часто меняются, поэтому ежегодно выходят новые уставы, сопутствующие документы с квотами, сроками, перечнями и.т. д. Правила охоты являются основным документом, который определяет порядок проведения охоты, и каждый охотник обязан четко знать и выполнять установленные правилами требования.

Именно так выглядит, на мой взгляд, КУЛЬТУРНАЯ ОХОТА!!!»

Рогова Дарья, г.Железногорск

«Культурная охота» - понятие многогранное и ёмкое. Чтобы понять его истоки, мне пришлось обратиться к истории возникновения и развития охоты как таковой. В Древней Руси охота была не только средством добычи пропитания, но и важнейшим объектом товарообмена. В средние века она приобрела статус забавы, потехи. Красочно и образно описывали сцены охоты А.С. Пушкин в «Дубровском», или Л.Н. Толстой в «Войне и мире». «Выезжают погулять, серых уток пострелять...» - примерно так словами А.С. Пушкина из «Сказки о мёртвой царевне» характеризовалось в те времена отношение к охоте. Шли десятилетия, столетия, а интерес к охоте только возрастал. Правда, средства охоты становились всё более изощрёнными, а сам человек - жестоким и алчным.

Человек - венец творения природы. Ему дано стоять на ступеньку выше зверей, птиц и рыб. Это значит - защищать и беречь тех, кто слабее. Это значит - уважать себя. «Культурная охота» - это не свод правил охоты или рыбалки, это внутренняя установка на то, чтобы оставить своим потомкам не охотничьи трофеи в виде чучел животных, а полный лес птиц и зверей. И чтобы Красная книга осталась лишь воспоминанием о тех временах, когда человек считал себя не частью природы, а её нерадивым хозяином».

Алексеев Артем, с.Новомитровка

«Охота – один из самых древних промыслов. Особенно большую роль она играла в Красноярском крае. Ведь наш край богат различными видами зверей и птиц. Тайга в нашем крае занимает большую по площади территорию, чем другие природные зоны. Большинство царских шуб и головных уборов были сшиты из сибирского меха. С тех пор уже утекло много воды, сменилось две формы власти, и охота стала далеко не похожа на ту, что была раньше. С появлением современных технологий представления об охоте круто изменились. Появились новые виды оружия, различные силки и капканы. Так же в охоте появилось новое понятие «Культурная охота» По моему мнению «Культурная охота» - это охота с использованием фоторужья. Ведь охота за хорошим снимком, бесспорно, по выплеску адреналина и ощущениям, может сравниться с погоней за лосем. Фотоохота полностью позволяет сохранить девственную, нетронутую красоту природы во всём её великолепии и разнообразии. Она может показать другую сторону природы: прекрасную, незабываемую и неповторимую».

Чернобыль Александр, г.Норильск

«ОХОТНИК-ДРУГ ИЛИ ВРАГ?». Этот вопрос никогда не будет иметь однозначного ответа. Почему?

К человеку с ружьем по-прежнему люди относятся по-разному. Многие люди считают непонятным словосочетание «культурная охота». В чем же дело?

Трудно совместить выстрел, кровь, гибель живого существа с любовью к природе? Отчасти это так. Но главное в ином: в охоте видят причину оскудения фауны зверей и птиц, исчезновения с лица Земли некоторых их видов. Человек с ружьем представляется врагом живой природы, который из эгоистических интересов опустошает леса и поля.

Но если рассматривать охоту как исконно русское занятие, к которому готовились, как к какому-то таинству? Настоящий охотник, (не браконьер) никогда не подстрелит дичи больше, чем съест его семья.

Мой дед – охотник и рыбак. Состоял в обществе охотников и рыболовов. Обошёл весь Таймыр. Мама рассказывала мне, что он никогда не приходил с охоты «с пустыми руками»: 2-3 куропатки, иногда гусь или утка, - разве не праздник? Да и птица, не купленная в магазине, а добытая самим, не смотря на усталые истёртые ноги, тяжёлый рюкзак за плечами, для мужчины это своеобразный драйв! Вот таких охотников, как мой дед, можно назвать «культурными охотниками».

Если бы каждый, собираясь на охоту один или с компанией других охотников, понимал истину: «Не навреди!», - тогда и не стоило бы объявлять информационную акцию «Год культурной охоты». Я так думаю.

Прохоренко Алёна, п.Глядень

    Кроманьонцы – наши предки,
    Много тысяч лет назад
    Культ охоты создавали,
    Каждый был охоте рад.

    Шли века, менялись нравы,
    И охотиться народ
    Стал сначала для забавы.
    Роскоши настал черёд.

    И в природные пенаты
    Вековою чередой
    Человечества отряды
    Шли и летом, и зимой.

    «Раскультурили» охоту,
    И охоты русской дух
    Превратили лишь в заботу,
    Чуда огонь потух.

    Мясо, рыба и пушнина –
    Промысел или трофей?
    Нам природа – не чужбина.
    Человек ведь не злодей!

    А культурная охота
    Человека окрыляет.
    Таин у природы много,
    И о том охотник знает.

    Ему путь укажут звёзды.
    Месяц с неба подмигнёт.
    А природные курьёзы,
    Как охотник, он поймёт.

    И охота, и культура
    Неотъемлемы для нас.
    Как рассердится природа,
    Вот тогда наступит крах.

    Не за дичью, а за чудом,
    И не с сетью иль ружьём,
    Ты к наставнику – природе
    Приходи почаще в Дом.

    Меру знай во всём и всюду,
    Культ охоты возроди
    И тебе «спасибо» скажут
    Все потомки от души.

Муравьева Анна, п.Северо-Енисейск,

    Если ты охотник, правила ты знай,
    Ты в лесу и в жизни все их соблюдай,
    Дружи с охотником другим,
    Вы все во всем равны,
    Седины старших уважай,
    Не подведи страны.

    Будь честным, добрым,
    Не забудь, во всем ты человек,
    Животных зря не убивай, в них силы столько нет.
    Не мучай их, не допускай
    Жестокости других
    Охотник ты, но прежде ты –
    Культурный человек!

Организаторы выражают благодарность всем участникам викторины!





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru
 Написать в отдел экопросвещения.  Написать лично руководителю.