08.10.2015

САМА ЖИЗНЬ: что и почему необходимо охранять в Эвенкии

Север – слово, которое в шести коротких буквах вмещает больше смысла и образов, чем иное длинное определение. Это вечная мерзлота и потрясающее – в полнеба! – сияние, это снега и тундра, суровые холода и тёплые, душевные сказки…

Пугающие легенды и справедливые духи. Поразительная способность выживать и приспосабливаться. Внутренняя многогранность при внешней простоте.

Неповторимая, удивительная природа.

Колыбель цивилизации

Эвенкия – ярчайший пример всему сказанному.

Плато Путорана, расположенное здесь, называют «краем десяти тысяч озер и тысячи водопадов». Это действительно так: именно на это плато «приходится» самая высокая плотность водопадов в России и именно на этом плато раскинулась самая густая сеть озёр. Больше того, сами по себе эти водоёмы – тоже настоящие рекордсмены.

Так, на озере Дюпкун расположен водопад, считающийся крупнейшим в России – Тальниковый. Специалисты определяют его высоту как близкую к 600 метрам. На реке Канда также расположен один из самых высоких в России водопадов – 108-метровый. Не отстают от водопадов озёра: большое количество малых озёр характерно для местности, подобной Эвенкийской, но вместе с тем здесь сосредоточено значительное число самых глубоких и длинных озер Сибири. Одних лишь озёр с площадью от 135 до 560 квадратных километров здесь 8.

На территории Эвенкии, по данным учёных, на настоящий момент произрастает 1100 видов растений (это только зарегистрированных!), из которых 5 включено в Красную книгу России и 10 – в Красную книгу Красноярского края. Здесь обитают 43 вида млекопитающих, 240 видов птиц, 1 вид земноводных, 25 видов рыб (при этом в Красную книги РФ и края занесены более 50 видов).

За внушительными цифрами скрывается важнейшее положение: растительный и животный мир здесь своеобразен, научно интересен, биологически ценен в планетарном масштабе. Жизнь в трудных северных условиях протекает на пределе возможного, и потому в процессе эволюции растения и животные здесь выработали оптимум жизнедеятельности для экстремальных климатических условий. Это уникальное качество в том числе высокоценно для селекции, генетики, молекулярной биологии и других научных дисциплин.

Всё, что обитает и произрастает в Эвенкии, можно назвать своеобразным хранилищем. Случись с остальной частью Земли глобальная катастрофа, и всё исчезнувшее сможет возродиться отсюда. Почему? Да потому что именно здесь, в Эвенкии, самой природой сформирован настоящий банк видов, которые смогут распространиться с этих территорий в случае глобальных изменений.

Местные растения – настоящая летопись становления ландшафтов. По эвенкийской флоре можно писать историю всей флоры в целом, причём не только досконально изучая то, что уже открыто до нас, но и открывая всё новые и новые виды.

Что касается куда более изученной фауны, главным символом Эвенкии и основным источником её благоденствия, без сомнения, является северный олень. В благоприятных для себя природных условиях этот вид многие века плодился и размножался, как и его соседи – хищные ли, травоядные ли, но чем больше территорий человек отвоёвывает у природы, тем сложнее животным становится выживать…

И это напоминает нам вот о чём. Эвенкия – это, прежде всего, дом. Дом как для людей, так и для животных. Дом, который хотелось бы сохранить в его первозданном, нетронутом виде, свободным от всех тех бед, которые человек уже неоднократно приносил освоенным территориям.

Прогресс, цивилизация, культура…

Рано или поздно цивилизация и прогресс добираются до любых, даже самых труднодоступных и отдаленных территорий. При этом, слово «прогресс» уже давно ассоциируется не только с развитием и движением, но и, увы, со всеми катастрофами, которые влечёт за собой техногенная деятельность, да и «цивилизация» не всегда несёт только положительное значение.

Сейчас в юго-западной части Эвенкии интенсивно идёт разработка месторождений и добыча нефти и газа (территория таких месторождений ориентировочно занимает до 25% площади района). Нефтегазовые ресурсы района находятся в самой начальной стадии изученности, но и этого достаточно для того, чтобы сделать выводы о перспективности развития данной отрасли. Это значит, что изучение и добыча нефти и газа в Эвенкии будут продолжаться долгие годы, и, соответственно, человек будет оказывать всё большее и большее влияние на природу района. То же самое касается и добычи каменного угля, графита, золота, алмазов, руды и других полезных ископаемых, не говоря об активном развитии лесозаготовочной деятельности.

Наблюдения за природой в местах строительства газопроводов показывают: там, где нарушается растительный покров, начинает протаивать и вечная мерзлота, а в результате нарушенной оказывается половина площади вдоль газопровода. Это в 10 раз превышает допустимые цифры! И, что самое страшное, процесс естественного восстановления таких участков вовсе не происходит нормально: вместо привычной тундровой растительности вырастает новая, заболоченная или олуговевшая, не пригодная для сельского хозяйства. Общая площадь нарушенного растительного покрова в районе строительства и эксплуатации одного только газопровода Мессояха-Норильск составляет свыше 300 тыс.га.

Сильно страдает растительность в местах устройства и эксплуатации буровых вышек, основная часть которых приходится на оленьи пастбища бывших совхозов.

Кроме того, там, где разрушается растительный покров, плохо приходится и почве. В конечном итоге это приводит к образованию оврагов, которые затрудняют жизнь как диким животным, так и домашним, а следовательно, и людям, занимающимся животноводством.

Ещё один общеизвестный минус развития добывающей промышленности – вредное воздействие выбросов в атмосферу, сопровождающих деятельность таких предприятий. Лишайники, растущие в зоне выбросов, накапливают в себе тяжёлые металлы, причём в количествах, во много раз превышающих любые допустимые нормы. Стоит ли говорить о том, что может случиться с домашними и дикими оленями, питающимися подобными «лакомствами»? А ведь оленеводство является самым основным занятием и главным «хлебом» района, равно как и охота – другой традиционный вид деятельности.

Прогресс не остановим. Человек постепенно «захватывает» Эвенкию. В поисках полезных ископаемых здесь бурятся и взрываются недра, с развитием промышленности строятся разнообразные предприятия, деятельность которых сопровождается вредными выбросами, сбросами вод, а порой и техногенными катастрофами. Для того, чтобы новые предприятия функционировали, развивается инфраструктура – строятся дома для рабочих, проводятся линии коммуникаций (дороги, электропередачи и пр). Как следствие, нарушаются растительный покров и мерзлотный слой, меняются водные режимы и климат… Кроме того, многие коммуникации оказываются на пути естественных переходов животных, попросту загораживая им привычные тропы. В результате у трасс газопроводов скапливаются тысячи оленей, вытаптывающих пастбища и в конце концов погибающих от истощения.

Происходящее представляет собой нешуточную опасность для животного и растительного мира Эвенкии, для всей природной среды и всех её обитателей.

Да, прогресс не остановим, и здесь мы видим одно из самых вредных и пугающих его воплощений. Не зря ещё древние учёные сравнивали его с топором, а писатель Юрий Никитин и вовсе говорил: «Цивилизация (и прогресс – как ее развитие) – это инструмент, топор. Им можно нарубить дров, построить дом, убить человека. Чем топор острее, тем цивилизация выше. Культура - невидимая рука, удерживающая от убийства, моральный закон внутри».

Но какой «невидимой рукой» должна быть культура для того, чтобы сохранить природный мир Эвенкии? Что может стать символом культуры бережного и ответственного отношения? Как она должна проявиться?

Ответ очевиден. Продолжая развивать традиционные и перспективные отрасли, мы должны не забывать о том, чтобы помогать природе восстановиться. Мы должны охранять её и беречь, давать ей время на то, чтобы прийти в себя, а её обитателям – место, в котором они смогут почувствовать себя в безопасности…

Оазис для природы

Конечно, слова о том, что природу нужно защищать и беречь, с детства знакомы каждому, но какие – особенно в данной ситуации – имеются конкретные способы?

Пожалуй, единственной существующей альтернативой тому разрушению окружающей среды, которое всегда сопутствует человеческой деятельности, является не только и не столько перестройка этой деятельности на экологический лад, сколько одновременное создание и развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), то есть – ценных природных участков, находящихся под защитой государства и в разной степени изъятых из хозяйственной деятельности. Последнее и обуславливает эффективность ООПТ как средства защиты природы: без губительного человеческого влияния окружающая среда восстанавливается намного быстрее, представители флоры и фауны получают возможность жить своей естественной жизнью без пребывания в постоянной опасности, а уникальные природные комплексы, где ещё не ступала нога человека, так и остаются в своём нетронутом состоянии – и ничто не может им навредить. Однако при этом именно организация ООПТ вызывает наибольшие опасения у тех, кому рядом с их границами жить.

Появляются такие опасения, в основном, из-за недостатка информации, но вот что можно сказать о том, какая ситуация складывается в настоящий момент в Эвенкийском муниципальном районе.

Здесь частично расположены сразу два заповедника: «Тунгусский», целью организации которого является в том числе изучение последствия падения Тунгусского метеорита – и который, соответственно, расположен на территории тунгусского взрыва, и «Центральносибирский», один из самых больших лесных резерватов мира. Заповедники представляют собой строжайшую форму защиты природы, их основной целью является сохранение природных комплексов в нетронутом, первозданном виде.

Кроме заповедников, в Эвенкии находятся два памятника природы: «Географический центр Российской Федерации» (для обозначения важного государственного атрибута на берегу озера Виви установлена специальная стела) и «Суломайские столбы» - каньон с удивительными, ни на что не похожими скалами. Памятники природы существенно отличаются от заповедников: их цель – защита уникальных, единственных в своём роде объектов, и запрещена там лишь деятельность, способная навредить охраняемому объекту. Например, замусоривание или использование ядохимикатов.

Площадь функционирующих в Эвенкии особо охраняемых природных территорий здесь составляет всего около 2% от общей площади района. Эту цифру можно назвать критически малой: такой процент не может полноценно противостоять постоянно растущей антропогенной угрозе.

Именно поэтому учёные разработали стратегию развития, подразумевающую создание целого ряда ООПТ в Эвенкийском районе. Они позволят сохранить уникальную северную природу – и вместе с тем сделают всё, чтобы не нарушить привычный быт тех, кто живёт здесь на протяжении многих веков.

Будущее – за заказниками!

К организации на территории Эвенкии учёные и специалисты предлагают сразу семь заказников.

Что скрывается за этим определением?

Говоря сухим языком терминов, заказник – это территория или акватория, имеющая особое значение для сохранения и (или) восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Заказники бывают комплексными (или ландшафтными), предназначенными для сохранения природных комплексов (природных ландшафтов) и биологическими (или зоологическими), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов животных и растений, либо видов, ценных в хозяйственном, культурном и научном отношении.

Таким образом, заказник – это место, играющее настолько важную роль для окружающей среды, что за его защиту берётся само государство. Для каждого заказника устанавливается свой режим особой охраны – «список правил», указывающий, что на этой территории делать можно, а чего ни в коем случае нельзя. В перечень «нельзя», разумеются, попадают те виды деятельности, которые могут навредить особо охраняемой территории: всё те же замусоривание или использование ядохимикатов, добыча ископаемых, проведение взрывных работ и так далее.

Под запрет попадают и такое любимое многими людьми занятие как охота, но не стоит испытывать негодование по этому поводу. Во-первых, все накладываемые на территории ограничения всегда направлены только на то, чтобы принести реальную пользу природе, а во-вторых, режимы заказников составляются как некий компромисс между интересами природы и человека. Так, например, в заказнике «Агапа», расположенном в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, охота разрешена практически всё время – за исключением срока гнездования и размножения редких птиц, при этом местные жители, представители коренного населения имеют право круглый год охотиться на определённых участках в установленном законом режиме.

Что касается рыбалки, любительское рыболовство (с удочками) разрешено на большинстве территорий.

Интересы местного населения всегда играют важную роль в процессе организации заказника. Сохранить не только жизнь животных, но и быт людей, не навредить ни человеку, ни природе – вот основное кредо этого процесса. Традиционное хозяйство и традиционный промысел особенно оговариваются в каждом режиме охраны. Специалисты, составляя такие режимы для каждой территории, учитывают все её особенности и интересы всех соседних населённых пунктов, а жители последних имеют возможность прийти на общественные слушания (без проведения слушаний невозможно создать заказник) – и обсудить предлагаемый режим, представив к нему свои замечания.

В будущем Эвенкийский район ждёт семь таких общественных слушаний – по количеству планируемых заказников. Пора познакомиться с ними поближе…

Семь чудес света

Первая планируемая к организации особо охраняемая территория – заказник «Хибарба» – расположена на плато Путорана. Здесь зимуют лоси и дикие северные олени, а также обитают занесённые в Красные книги России и края животные – снежный баран, орлан-белохвост... Именно для их охраны (а также с целью сохранения ландшафтов плато Путорана) и предлагается основать «Хибарбу».

На знаменитом плато расположен и следующий предлагаемый к организации заказник под названием «Бельдунчана». Несмотря на экстремальные природные условия, фауна здесь крайне разнообразна – на одной территории собраны практически все представители путоранского животного мира. Особенную важность представляет тот факт, что в местной озёрной системе зимуют северные олени. Сохранение их зимовки и есть главная цель организации «Бельдунчаны»: текущая ситуация такова, что диким северным оленям нужна рука помощи от человека.

Безопасным местом, где северные олени смогут зимовать без опасности, исходящей от браконьеров и промышленных предприятий, должен стать и заказник «Долина Мойеро». Эта территория в бассейне верхнего течения одноимённой реки на северо-востоке Эвенкии отличается разнообразностью пастбищ и их доступностью, а значит, мы, люди, просто обязаны взять её под охрану, чтобы нашим рогатым братьям было, чем питаться зимой.

Ещё один планируемый заказник – «Тутончанский». Цель его организации – сохранение зимовок лося и уникального лесного комплекса, в котором широко представлена пихта сибирская. Границы заказника пройдут по рекам Тутончана и Нижняя Тунгусска (в долине которой, собственно, и раскинулись важные для науки и будущего лесные просторы).

Сохранять родные леса призван и планируемый заказник «Верхневилюйский», который отличается не только своими ландшафтами и обитающими там редкими животными, но и уникальными реликтовыми видами, сохранившимися здесь с незапамятных времён.

Конечно, защищать планируется не только лесные комплексы, а также оленей и других представителей наземной фауны. Особое место в жизни Севера занимают рыбы, и именно необходимостью их охраны продиктовано создание заказника «Верховья Бахты», который может расположиться на одноимённой реке у границы с Таймырским Долгано-Ненецким муниципальным районом. Заказник планируется к организации как важный инструмент сохранения и воспроизводства ихтиофауны (а именно – тайменя, щуки, ленка, хариуса и сига).

Рыбы станут объектом особой охраны и в последнем их планируемых заказников под названием «Верховья реки Светлана». Реки Вельмо, Бурная, Онгнё, Онгнёкон и, собственно, Светлана – вот водоёмы, которые будут протекать через заказник. Берега этих рек станут безопасным местом для множества других видов животных и растений.

Каждая из перечисленных территорий важна и уникальна, подчёркивают учёные. Каждая из них требует сохранения. Каждая – способна дать жизнь множеству видов зверей, птиц, рыб и растений.

Можно было бы назвать каждую из них «жемчужиной Севера», но что такое жемчужина? Просто блеск перламутра, просто украшение, добытое из моря.

Эти территории – не украшения. Они – сама жизнь. И нет ничего важнее их сохранения.

Дарья Лысенко,
Методист отдела экологического просвещения и рекреации
КГКУ «Дирекция по ООПТ»





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru