Новости Северной МРСИ







Что имеем, не храним…

Известно, что в трудные времена тайга кормила людей и спасала многие жизни…

Сбереги для себя, человек!

Вспоминаю рассказы стариков, тех, кто хватил лиха в трудные военные годы. Мало того, что труд зачастую был просто непосильным для подростков и женщин, оставшихся в деревнях за мужчин, так еще постоянно мучил голод, все время хотелось есть. Как только сходил снег, ребятишки собирались гурьбой, шли в лес и выкапывали саранки (съедобные и более-менее сытые луковицы этого растения). Ели сами, несли домой братьям и сестрам. Когда с юга прилетали гуси, в некоторых деревнях даже освобождали от работы нескольких мужчин (у кого были ружья), чтобы те охотились на гусей. Добычу в деревне делили между семьями, давали в основном тем, кто больше всего нуждался. Это многих спасло от голодной смерти.

В наше время лес тоже помогает многим выжить. Речь, конечно, уже не идет о голоде, да и дичи в лесу немного. Мужикам деревенским, оставшимся без сельской работы после развала колхозов, пришлось переориентироваться на лесозаготовки, благо, что лес есть. Как и в далекие военные годы, тайга снова пришла на выручку деревне.

И тут возникла проблема: сколько древесины можно взять у леса, чтобы не нанести непоправимый ущерб природе – лес восстанавливается долго, более столетий. Наши предки никогда не заготавливали древесины, дичи, других даров леса больше того, что им было нужно на данный момент. И относились они к окружающей их природе с куда большим уважением, чем сегодня. Вспомним только сколько леса сгорело в пожарах нынче, а одними из основных причин этого явилась человеческая халатность, беспечность по отношению к таежным просторам.

А ведь во время пожара уничтожается не только лес – гибнет все живое. Остается черный выжженный участок земли. Мало того, горят и поселки – все мы видели по телевидению кадры из Хакасии и Забайкалья, где сотни людей остались без жилья после ужасных лесных пожаров. А начались они все с маленьких костерков в сухую погоду и при сильном ветре, с приготовления шашлыков на лесной поляне, с детской шалости с огнем. И не только шалости: по СМИ показали подростка, который ехал в лес с канистрой бензина. И это обычный ребенок. Откуда в таких желание творить зло? Увы, не последнюю роль здесь сыграли взрослые. Дети растут такими, какими их воспитывают в семье. Именно там ребята получают базовые знания о многих вещах. Именно в семье должны прививаться любовь и бережное отношение к природе.

Наши деды и прадеды относились к природе с уважением, рачительно использовали ее дары, оставляя их и для нас, для своих потомков. Мы же оставим своим потомкам в лучшем случае лес, в котором будет мало обитателей, в худшем – выжженную землю. Говоря «мы», я имею в виду тех, для кого сиюминутная выгода намного важнее завтрашнего благополучия, кто совершает поступки, совсем не задумываясь об их последствиях. Не все, к счастью, такие. Знаю многих, кто бережно относится к лесу и его обитателям, кто не возьмет лишнего и тем более не станет губить в нем все живое. Хотелось, чтоб именно таких бережливых людей, с высоким уровнем экологической культуры было большинство…

Естественный отбор

В лесу численность некоторых видов зверей и птиц колеблется от года в год. Многое, конечно, напрямую зависит от матушки-природы (наличие корма, погодные условия), но немалую толику вносит и сам человек.

Именно из-за охотников, которые отстреливали косулю в больших масштабах, численность двух группировок этого грациозного оленя упала до критического уровня. В 2012 году две субпопуляции косули сибирской появились на страницах Красной книги Красноярского края.

Кроме человека с ружьем у косули хватает и естественных врагов-хищников. Прежде всего рысь, росомаха, волк. Волки особенно упорны в преследовании.

Нынче для косули снега в лесу было очень много, бродить по нему они не могут – слишком глубоко для этих маленьких оленей, поэтому они передвигаются скачками. Найдя небольшое дерево, под которым снега меньше всего, косули начинают разгребать снег в поисках пищи. Найдя траву, съедают ее и скачут к следующему дереву.

Чувство опасности

Чувство опасности присуще не только зверям, но и птицам. Недавно знакомый рассказал мне историю про воробьев. Купил он как-то зерна в мешках. Поставил их на хранение в сарай. К его несчастью, сарай был и жилищем крысы, которая просто прогрызла дыру в мешке и стала пировать. Это заметили воробьи. Они тоже быстро нашли дырку в крыше сарая и стали регулярно лакомиться зерном. Хозяину, естественно, это не понравилось: не для крысы с воробьями он приготовил угощение. Более двадцати воробьев он насчитал в сарае на кормешке. Поставил хозяин у мешков капкан на крысу. Но на следующий день обнаружил в нем… воробья. Еще три воробушка-нахлебника попались в крысиный капкан, прежде чем попалась туда крыса.

Но, что интересно, воробьи перестали залетать в сарай, хоть там и стояло все также зерно в мешках. Но птицы поняли, что это опасно. От дома воробьи никуда не улетела и по-прежнему собирали во дворе крошки различные. Иногда хозяин специально подсыпал чего-нибудь съедобного для птиц, жалел о попавших в капкан воробушках.

Вод ведь совсем маленькая птица, а быстро поняла, откуда ей грозит опасность. А мы хотим, чтобы дичь в лесу нас не боялась. Для многих видов зверей и птиц человек – враг номер один.

Нельзя лишнего брать

Разговаривал я как-то с охотником с Севера. «Много у вас глухаря?» - спрашиваю. «Да есть немного, - отвечает. – Они часто к нам в деревню залетают. Мы их не стреляем, старики не разрешают. И не только в деревне, но и в окрестностях ее. У нас заведено так: надо глухаря на мясо – ставят ловушки, чтобы живых поймать. Сколько надо, возьмешь, остальных выпустишь. Также и с рыбой: сетями не ловим, только мордушками. Сколько надо берем, остальных отпускаем обратно в реку. Старики говорят: «Это божья тварь, нельзя лишнего брать».

«А на что живете?» - спросил я у северянина. «Грибы, ягоды, орехи, и конечно, пушнина. Лося, оленя бьем только на пропитание».

Вот это правильный подход к природе. Не бери больше, чем тебе требуется. И тогда нашим потомкам достанется цветущий лес со множеством обитателей в нем.

Николай Романов,
Госинспектор Северной МРСИ
КГКУ «Дирекция по ООПТ»





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru