Новости Северной МРСИ





В 2013 году Обь-Енисейский канал празднует свой юбилей

Уникальному сооружению исполняется 30 лет. Работы по его строительству были начаты в июне 1883 года, а в 1892 году Обь-Енисейский водный путь был сдан в эксплуатацию.

История его, впрочем, своими корнями уходит чуть глубже. Так, в 1872-1873 годы Енисейский купец П.Е. Фунтусов на свои средства отправил в Обь-Енисейское междуречье две экспедиции для изучения возможности проплыть от реки Кеть, впадающей в реку Обь, до притока Енисея реки Кас.

В 1878 году Фунтусов, совместно с сибирским меценатом А.М. Сибиряковым, снарядили новую экспедицию. Водный путь предполагалось проложить через Обскую ветвь, состоящую из реки Озёрной, впадающей в реку Кеть, реки Ломовитой и реки Язевой с истоками из озера Большого, а также Енисейскую ветвь, образованную реками Малым и Большим Касом.

Для их соединения в верхней точке водораздела предполагалось прокопать от озера Большого до Малого Каса по волоку канал длиной в 7,35 вёрст и шириною по дну 9 саженей. Вместе с этим необходимо было расчистить от заломов и спрямить перекопами реки между Кетью и Енисеем, что сокращало бы путь больше, чем на 122 версты. Для поднятия уровня воды предполагалось устроить 28 плотин и 29 шлюзов, из них 8 по Обской ветви и 21 по Енисейской.

Общая протяжённость Обь-Енисейского водного пути от Оби до Енисея составила 986 вёрст.

Все гидротехнические сооружения и постройки предлагалось возводить из дерева, в основном из лиственницы.

Планировалось, что все строительные работы будут окончены в пятилетний срок.

Предположительный проект инженера путей сообщения барона Б.А. Аминова стоимостью в 7 миллионов рублей после обсуждения в Техническо-инспекторском комитете Министерства путей сообщения в 1881 году был в целом одобрен, но из-за недостаточности средств было решено внести в него некоторые изменения. В основном, сократились габариты главных гидротехнических сооружений, что привело к упрощённому варианту водного пути, пригодного лишь для маломерных судов.

Работы были начаты в июне 1883 года. Самые крутые извилины рек спрямлялись узкими каналами с расчётом их последующего расширения под воздействием естественного потока воды.

Непосредственно на каналах работы были начаты весной 1884 года – сначала в сторону Малого Каса. Первым начали строить шлюз Николаевский, следом – Касовский. Весной 1889 года был утверждён проект шлюза плотины Генеральская на реке Язевой.

В 1893 году Обь-Енисейский водный путь был сдан в эксплуатацию. К этому времени было построено 12 шлюзов. Позже, в 1897-1898 годах были построены Георгиевский и Александровский шлюзы. Длина Обь-Енисейского канала составила 190 километров.

После 1901 года производились только дноуглубительные работы для поддержания условий прохождения маломерных судов. Денежные средства на строительство уже не отпускались.

Итак, на строительные работы было выделено 3,5 миллиона рублей, что составляло только половину запрашиваемой в рамках изначального проекта суммы. Из 20 предполагаемых шлюзов построено 14 по 7 шлюзов с каждой стороны от водораздела.

За время регулярной эксплуатации по каналу прошло 25 паровых и около 40 несамоходных судов. На них шли грузы для строительства Транссибирской магистрали, цемент, рельсы, а также соль. Когда же была построена железная дорога, использование канала потеряло всякий смысл.

В 1921 году наркомат путей сообщения принял постановление о закрытии канала. Канал обмелел. Но ещё в 1926 году в большую воду по нему успешно провели на Енисей пароход «Тобол».

Во время Великой Отечественной Войны, когда железная дорога задыхалась от избытка грузов, в 1942 Енисейские речники провели по нему на Обь два крупных каравана.

В 1991 году Обь-Енисейский соединительный водный путь был взят под особую охрану как памятник природы, «в целях сохранения единого архитектурно-инженерного природного сооружения». На территории Красноярского края он находится под охраной краевого государственного казённого учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям», а со стороны Томской области является частью заказника «Кеть-Касский».

Проект, который когда-то был предназначен для того, чтобы соединить две великих реки, ныне представляет собой большое научное, исследовательское, познавательное и культурно-историческое значение, а поэтому требует к себе бережного и внимательного отношения.

Ф.В. Мерзляков,
участковый госпинспектор Северной МРСИ
КГКУ «Дирекция по ООПТ»





тел: 8-391-265-25-94

E-mail: mail@doopt.ru